"Массовое" венчание: о форме и содержании
Юлия Шутова (Информационный отдел Хабаровской епархии). Фото: Андрей Якимчук22.07.2011
Что есть семья в современном обществе? Без сомнения институт семьи как таковой испытывает кризис: новомодные «гостевые браки», «свободные отношения», сожительство, именуемое почему-то «гражданским браком», - все это так далеко от реального понимания ценности отношений между мужчиной и женщиной.
Брак есть тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь. Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через это Таинство, открывает себе путь к спасению, к истинной жизни. Венчание - это Богослужение, это церковная молитва о вступающих в брак, это благословение на совместный жизненный путь-подвиг, на чадорождение. Брак есть Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью.
В последние годы многие из молодоженов, вступая в брак, венчаются в церкви. В этом желании обнаруживается вполне естественное стремление к прочному, неразрушимому благословенному союзу. Многие люди, далекие от церковной жизни, склонны видеть в этом лишь очередную модную тенденцию. Хабаровское венчание одновременно четырех пар, наглядно показало, что Церковный брак – серьезный шаг, который не всем под силу сделать. Количество желающих пар превышало итоговое число, их сокращение было обусловлено предварительными беседами о значении Таинства Венчания, о важности этого шага, что лишний раз подтвердило серьезность проводимого мероприятия. Проверку прошли только те пары, которые были тверды в своем желании, понимая ответственность совершающегося действа. То, что массовое венчание стало достоянием общественности, в очередной раз обнажило злободневную тему сегодняшних дней – миссию Церкви в современном мире. Этот вопрос всегда вызывал, и будет вызывать много споров и разногласий. Тем более что и форма проведения Таинства привлекла внимание сама по себе: Таинство совершалось не в храме, а на площади перед ним, после прошел концерт для всех зрителей и самих пар. Действительно, формы миссии, как показывает практика, могут быть самыми разнообразными, и не каждая воспринимается однозначно. Но то, что не подвергается сомнению, что Церковь должна проповедовать о Христе. В связи с этим, вспомним слова митрополита Антония Сурожского, который на подобный недоуменный вопрос, обращенный к нему, ответил: «Если мне в аду поставят кафедру, я буду и там проповедовать Христа». Любое действо, приводящее людей ко Христу, заслуживает самой глубокой благодарности.
Лучшим стимулом для воцерковления неверующего человека, вне всякого сомнения, являются знакомые, родные люди, являющие собой пример христианской жизни. Близкий человек, верующий друг или родственник – самый эффективный воздействующий на человека фактор. Возможно, что многие родственники венчавшихся 17 июля пар захотели узнать больше о том мире православия, который так значим для их семьи или друзей. Естественно, все внешние привлечения через музыку, спорт, культуру должны закончиться тем, что конкретные люди придут в храм. Об этом говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день памяти святителя Московского Филиппа. «Мы должны перевести православную веру с фольклорного уровня, на котором она нередко остается в сознании наших современников, на уровень мировоззренческий. Мы сможем назвать наш народ православным тогда, когда значительная часть, если не большинство людей будет мотивировать свои поступки своими религиозными убеждениями — в том числе в профессиональной области, в сфере политики».
Христианство может брать форму, наполнив ее другим содержанием. Переосмыслив, делает чужеродный инструмент своим: Интернет, музыкальные инструменты, танец – это лишь средства, которые могут наполняться христианским содержанием. Другое дело – их эффективность. Самым эффективным остается – живая душа, которая и носит образ Христов и являет Его в своей жизни.