Журнал
Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы. Часть 3
90-годы были отмечены созданием уникального для вселенского Православия документа, принятого на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Работа его велась специальной комиссией, созданной по решению Архиерейского собора 1994 года. Практически все главы «Основ» предварительно обсуждались с экспертными группами ученых и специалистов самых разных областей знания. Документ состоит из 16 глав, в которых формулируется отношение Церкви к государству, политике, экономике, праву, науке, культуре, нравственности. В определенной степени «Основы» стали ответом Церкви на вызовы современного общества, ответом на многие голословные обвинения антицерковных публицистов в том, что в современной Русской православной Церкви якобы заложено тяготение к тоталитаризму, фундаментализму, национализму, шовинизму, чуть ли не к фашизму.Православие на Аляске
После появления первых русских торговцев пушниной и моряков на Аляске (до середины XVIII в.), они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. На судах присутствовали в том числе и корабельные священники. И тогда они некоторых алеутов обратили, но это было еще такое индивидуальное обращение в Православие, неорганизованное.
В 1780 годах Григорий Шелихов завоевал Кадьякские острова и в бухте Трех святых основал поселение.
В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения сейчас там располагаются база американских морских пограничников.
Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы. Часть 2
На протяжении 90-х годов Русская Православная Церковь и ее служители испытывали со стороны ангажированных журналистов и ложь, и клевету, и сознательную дискредитацию, от которых она не успела отвыкнуть со времен диктата коммунистической идеологии.Антицерковная направленность некоторых газет и телепередач стала в этот период более чем очевидной, обнаруживая черты стратегически разработанной и идеологически вооруженной политики. Анализ светской прессы, освещающей события церковной жизни, свидетельствует, что за всем этим стоит целенаправленная и осознанная деятельность общественно-политических сил, которые хотели бы подорвать авторитет Церкви в обществе, внедрить ее мифологизированный, негативный образ в сознание наших соотечественников и оттеснить ее в некие маргинальные социальные сферы, в лучшем случае, в этнографическое «гетто».
Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы. Часть 1
«20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. Скорее, нужно говорить о знаменательном факте, каким стало избрание Поместным собором 1990 г. Патриарха Алексия II, а также принятие союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1 окт. 1990 г.), российского закона «О свободе вероисповеданий» и вслед за этим упразднение в 1991 г. Совета по делам религии. Именно тогда в РФ был окончательно прекращен тотальный контроль над религиозными объединениями.Напомню известный факт. В конце 1985 года управляющий делами Патриархии митрополит Алексий (Ридигер) направил М. С. Горбачеву письмо, в котором поставил вопрос о пересмотре законодательства...
Рецензия на анимационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Сразу хотелось бы отметить, что этот мультфильм мне, православному священнику, а также моим чадам, понравился. Но для нас в этом фильме открылось много такого, чего нам не хотелось бы увидеть в следующих сериях. Если этот фильм является плодом частного воображения и частного финансирования, то спрос с него невелик: интересно - и ладно, выгодно - и хорошо. Но если в фильм вложены государственные деньги, под государственный же заказ, то позвольте высказать на этот счет мнение верующего человека, священника, отца большой семьи, добропорядочного налогоплательщика и патриота своей Родины.Сначала - только о хорошем. Великолепнейший план постановки. Изумительное мастерство рисунка и компьютерного моделирования и т.д.; одним словом, красота, да и только. Фильм воспринимается приятно для глаза и для слуха. Но…
В Хабаровске на Богоявление состоялся крестный ход
ХАБАРОВСК. 19 декабря в 10:00 утра в поселке Красная речка от дома культуры до иордани, вырубленной накануне, состоялся традиционный крестный ход. Настоятель храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей Сергий Мещеряков совершил чин Великого освящения воды.
По словам протоиерея Сергия, в поселке всегда много желающих искупаться на Крещение.
Просвещение душ и телес
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тме и сени смертней (Мф 4. 16) и спасти по благодати падший человеческий род.В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
В Крещенский Сочельник архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк совершил торжественное богослужение
ХАБАРОВСК. Сегодня, в Крещенский Сочельник, во всех храмах города прошли торжественные богослужения.
В соборе Рождества Христова, архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил Царские Часы и Вечерню Богоявления в сослужении клириков собора.
Спор-площадка. Как не превратить спор в ругань
Заведующий кафедрой языкознания филологического факультета МГУ профессор МГУ и Московской духовной академии А.А. Волков по просьбе редакции портала «Православие и мир» сформулировал основные правила ведения интернет-дискуссий:
Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч.
Второе: дискутировать только о том, что вы знаете, о том же, чего вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует.
Третье: слушать то, что говорит ваш оппонент.
Четвертое: из того, что говорит ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо.
Шанс выжить в тяжелых условиях
Когда человек исчерпал уже все свои резервы и, казалось, надежда ушла из души, оставляя тоску и печаль, всегда остается последний вариант – обратится к Тому, Кто никогда не отвернется от человека, не забудет его, но как любящий Отец всегда будет ждать возвращения (обращения) Своего блудного сына, Тому, Кто по Своей безмерной любви к человеку готов простить ему любые долги, Тому, Кто по Своему неизреченному милосердию пришел в этот бренный мир, чтобы пострадать за человека, взяв на Себя его грехи, и умереть, чтобы даровать человеку жизнь – к Богу!
На солнце сияют кресты – символ победы жизни над смертью. Это новый храм с любовью и заботой (хоть и не без искушений) созданный умелыми руками заключенных. Ведь для каждого из них это шанс. Это шанс выжить в тяжелых условиях, это шанс добрым делом хоть немного исправить содеянное зло, это шанс, обдумав и переосмыслив жизнь – в покаянии перед Богом, горячими слезами смыть свои грехи и заслужить прощение...
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк посетил Комсомольское благочиние
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ. С 12 по 15 января архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, с традиционным архипастырским визитом, посетил Комсомольское-на-Амуре благочиние.
Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 30-40-е годы XX века
События 1917 года в России и массовая эмиграция в страны Восточной Азии (по некоторым оценкам в Китай — до 500 ООО беженцев) привели к существенным изменениям в церковной жизни Китая, Кореи и Японии. В Китае нашли пристанище сразу несколько архиереев, прибывших из Забайкалья и с Дальнего Востока. Стремление к упорядочению церковной жизни в условиях оторванности от Московской церковной власти привело к образованию в 1921 году Пекинской и Харбинской епархий, находившихся в ведении Зарубежного Архиерейского Синода.С канонической точки зрения образование этих епархий невозможно признать законным деянием. Ярче всего это можно проиллюстрировать многочисленными нарушениями при создании Харбинской епархии. Храмы на территории Северо-Восточного Китая с 1907 года находились в ведении Владивостокской епархии. К 1921 году связи между Владивостоком и Харбином оставались достаточно активными...