Хабаровск православный Журнал Читали? Читаем? Будем читать?

Читали? Читаем? Будем читать?

Блог храма святого благоверного князя Александра Невского

13.04.2016

Иконная лавка храма святого благоверного князя Александра Невского – место довольно суетное, особенно в воскресные и праздничные дни. Кто за свечой, кто за иконой, кто записку подать. Но в этом круговороте есть уголок, словно живущий отдельной от всего этого жизнью. Здесь не толпятся люди, нет очереди. Только полки, а на полках книги.

Уж и не вспомнить те времена, когда Библию можно было купить, отстояв многочасовую очередь и сдав неимоверное количество макулатуры. Сегодня бери, покупай, читай. Хочешь - всю целиком, хочешь - отдельными книгами. Рядом труды святых отцов-богословов. А чуть поодаль - произведения наших современнико: священников, матушек и просто православных писателей. Но, увы, желающих купить книгу или хотя бы подержать в руках, полистать, заглянуть в оглавление, единицы.

Анне, работнице иконной лавки, удается выкроить минутку и она рассказывает:

— Книгами люди вообще не интересуются. Схватить свечку и бежать. Даже записки подают не всегда. Детскую литературу покупают только воцерковленные родители на именины или на праздники. Невоцерковленным или тем, кто только стоит на пороге храма, мы всегда рекомендуем взять книгу в подарок. Как правило, это происходит при совершении таинства Крещения. Но очень часто слышим ответ – одолжение: «Ну ладно, давайте что-нибудь подешевле». Молодые ребята вообще ничего не спрашивают, а когда заводишь с ними разговор, то отвечают: «Да нет, спасибо, мы скачаем все из интернета».

А ведь православная литература с Крещения Руси всегда была основной и самой читаемой. В памяти всплывают картины старинной русской традиции – семейного чтения «душеполезной» литературы. Сначала это было просто чтение и запоминание прочитанного, а спустя столетия  обсуждение прочитанного стало необходимой составляющей совместного чтения. В Древней Руси дома в основном читали жития святых и Псалтырь. А с 18 века почти повсеместно Библию. 
Что говорят сегодня о чтении православной литературы прихожане храма:

Наталья, 45 лет:

- Хотелось бы чаще, но не получается. Я прочитала Библию много лет назад. А сейчас никакой литературы не читаю.


Василий, 14 лет:

— Из православной литературы я ничего не читаю. Ленюсь, да и неинтересно. Может, когда-нибудь, попробую почитать. А вообще я люблю читать книжки. Всё про Шерлока Холмса прочел. Жюль Верна читаю. Электронные книги читать не люблю, на них не могу сосредоточиться.


Игорь, 55 лет:

- Я хожу в храм 20 лет. У меня уже вся литература куплена. Жития святых все есть. А новые книжки, которые пишут современные батюшки, я не читаю. Лучше читать книги тех святых, которые канонизированы. Там все уже сказано. А интерпретацию современную я не читаю. Интерпретировать можно по-разному и не всегда это истина. Я, когда пришел в храм, читал, читал, читал. Сейчас я уже, честно, так не читаю, как в то время. Детям вслух тоже не читаю. Ленюсь. Больше разговариваю с ними. Читать — это мое намерение. То дела, то какие-то проблемы, то лень, то устал. Пока у них есть благодатная почва и все не забито мирской суетой, надо будет начать им читать.

Павел, 10 лет:

— Я только книжки про войну читаю. У меня есть одна православная книга — подарок с крещения «Апостол Павел». В семье мы не читаем все вместе.

Семейная пара Юрий, 39 лет и Татьяна, 29 лет:

— Основная православная литература наша – молитвослов. Другую православную литературу мы не читаем. Да и времени у нас нет читать. Детям не читаем. Мы не идеальная семья. Сегодня православная литература многообразна и общедоступна. Написанная понятным языком, она призвана, на основе многовековых русских традиций, помочь современному человеку получить ответы на многие вопросы о вере, найти путь к Богу. Как создать и сохранить семью, как воспитывать детей, как не впасть в уныние, как уберечь душу от соблазнов дня сегодняшнего, как подготовить себя к вечности, что значит любить?…Всего не перечислить. Почему же ответы на эти вопросы ищутся сегодня где угодно, но только не в православии?

А еще хотелось бы вспомнить о том, чтo семейное чтение вслух православных книг, в котором участвовали взрослые и дети, являлось мощным фактором формирования духовных устоев семьи в целом. Это были те минуты близкого, эмоционального общения людей, значение которых, как для ребёнка, так и для взрослого трудно переоценить. В такие минуты и происходило сохранение традиций семьи и Отечества — своеобразная духовная поддержка, исходящая из глубины времён.
Почему сегодня угасает интерес к православной литературе?

Настоятель храма иерей Василий Диденко:

— Сегодня весь интерес к познанию гасится современной информационной системой. Информация идет отовсюду – телевидение, радио, интернет. И эта информация своей доступностью закрывает человека. Все переходит на уровень заголовков и подзаголовков. Особенно в интернете. Одна ссылка, за ней еще пять и человек забывает, зачем вообще туда пошел. Нет маршрута, нет целеполагания. И этому способствует вся наша нынешняя информационная система. Сегодня нет главной цели, нет цели человеческой жизни. От этого все остальное бессмысленно. Зачем читать книги, если нет цели. Конечно, это можно рассматривать как приговор — смертный приговор. Смерть духа. А можно рассматривать как условия и задачи. Эти задачи мы и призваны здесь решать. Это уже общецерковная проблема и она осознанна. Церкви, а значит и приходу, необходимо разворачиваться с миссией внутри себя. Нам нужно катехизировать тех, у кого уже годы хождения в храм.

Православная литература как раз и помогает понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, вере, любви. И, самое главное, помогает не только четко видеть перед собой цель, но и не сбиваться с неё.


Спрашиваем себя о том, что уже сегодня можно изменить на приходе, чтобы православные книги стали жизненно необходимы в каждом доме прихожан, чтоб интерес к чтению духовной литературы возродился? Постараемся хотя бы раз в месяц рассказывать о книжных новинках, о духовных писателях, о пользе духовного чтения. А также запланируем проведение приходских семейных чтений, на которых за чашкой чая можно будет обсудить прочитанное вслух. И если не завтра, то через какое-то время, будем надеяться, что православная книга займет достойное место в жизни каждого прихожанина.

 



Культура, Приходы



Юрий пишет 13.04.2016
Эти картины семейного чтения в старинной русской традиции существуют исключительно в воображении наших современников. В Древней Руси после крещения книг было мало, стоили они очень дорого, а потому были малодоступны. Да и потом, с развитием книгопечатания, они были не чтением большинства, т к большинство читать не умело, а исключительно богатых и знатных. Книга становится массовой при массовой грамотности и низкой цене. Сейчас всеобщая грамотность конечно есть, но вот цена уже не столь доступна. Потому что удивительного в том, что люди предпочитают что подешевле. Или вовсе бесплатное из интернета. А что касается книг для семейного чтения, то почти все они датированы 19 веком( ну или началом 20), а потому не очень интересны современным детям. Современные же детские православные книги стоят дороже взрослых. Качество же их сомнительное. В интернете их нет, проверить невозможно. Потому купишь пару раз их, разочаруешься, а после десять раз подумаешь, тратить ли деньги на сомнительного кота в мешке.
Ответить

свящ. Роман Никитин пишет 14.04.2016
Юрий, ваши данные устарели, как минимум на полвека! Есть такое явление в археологии, как новгородские берестяные грамоты 11-14 века. Эти находки опровергают ваш тезис о поголовной безграмотности. С 1951 по 2001 год (т.е. за 51 полевой сезон) в Новгороде найдено 918 берестяных документов. Жанровое разнообразие берестяных документов исключительно велико. Их тексты включают хозяйственные распоряжения и политические донесения, судебные казусы и бытовые просьбы, крестьянские жалобы и заказы ремесленникам, школьные упражнения детей и просьбы художнику об изготовлении икон, любовные записки и сообщения о смерти близкого человека, ростовщические записи и списки недоимщиков, молитвы и заговоры против болезней… Обычно массовое обнаружение в Новгороде берестяных текстов рассматривается как свидетельство высокого уровня грамотности русского средневекового человека. Разумеется, это так; тем более внушительным это открытие стало потому, что вплоть до 1951 г. в науке существовало устойчивое мнение о почти поголовной неграмотности населения древней Руси. Новгородские находки не только опровергли это мнение, но и доставили прямые свидетельства обучения новгородцев грамоте. Особенной известностью пользуется комплекс ученических упражнений жившего в XIII в. мальчика Онфима. Великая находка древнейшей славянской книги в прошлом году показала, как уже в начале XI в. в Новгороде учили грамоте первых христиан. На Руси грамоте учились по Псалтыре в домашних условиях или при монастырях. Безграмотность среди крестьянства, по мнению некоторых, появляется на Руси в эпоху двух просвещенных государей: Петра Великого и Екатерины Великой. При первом в тех же монастырях (центрах народной грамотности) было запрещено монахам в кельях держать письменные принадлежности и бумагу, а также были закрыты многочисленные часовни по городам и весям, в которых дьячки (псаломщики)учили за умеренную плату детей грамоте, а при второй - упразднено более 500 монастырей, что также ударило по народной грамотности.
Ответить

Юрий пишет 14.04.2016
Все это мне известно, вот только я не отождествляю Новгородскую республику со всей Россией. Уж больно она была своеобразной, отличалась от других местностей. Да и по менталитету была ближе к Европе. Допетровская Россия наследницей Новгорода не является, ибо при Иване 3 и при его внуке от прежних новгородцев практически никого не осталось. Ну и много ли было обнаружено берестяных книг? Можно ли, к примеру, по числу смс судить о любви к чтению современных нам граждан)?
Ответить

свящ. Роман Никитин пишет 14.04.2016
Юрий, советую почитать побольше на тему берестяных грамот. Отвечать начну по порядку: 1. "Я не отождествляю Новгородскую республику со всей Россией" - Не вдаваясь в дискуссию о различии менталитетов, скажу, что новгородские берестяные грамоты сохранились благодаря особой почве! Т.е. на бересте писали по всей Руси, но разные климатические зоны и почвы не сохранили бересту, кроме как в Новгородской земле. 2. "Ну и много ли было обнаружено берестяных книг?"- Книги из бересты не делали! Но берестяные грамоты донесли до нас информацию о наличии обычных книг. Один крестьянин с поля пишет своей жене, чтобы прислала "чтения доброго" в поле! Ученые понимают под этим либо Евангелие, либо другую духовную литературу. Крестьянин! С поля! 3."Можно ли, к примеру, по числу смс судить о любви к чтению современных нам граждан)?" - Можно по характеру используемых слов, фраз, выражений, по грамотности судить о любви к чтению. Само наличие огромной переписки говорит о широкой грамотности населения. Если человек не умеет писать и читать, то не будет и смс-сообщений! И вообще Вы спорите не со мной, а с наукой! Зачем?
Ответить

Юрий пишет 14.04.2016
Что касается особой почвы, то есть анекдот., в котором представитель одного гос-ва на основании найденных кусочков меди доказывает что у них в стране был телеграф, другой на основании найденных кусочков стекла что у них была оптиковолоконная связь, а наш на основании что у нас ничего не найдено, что связь была беспроводная. Анне Ярославне в качестве приданного дали рукописную Библию. И она считалась столь ценной, что ее цепью приковывали к столу. Рукописная библия по сохранившимся данным создавалась несколько лет и стоила серебра по ее весу. Вы верите что она была массовой. Что касается моего якобы спора с наукой, то не Вам бы приводить таковой аргумент, ибо если наука во всем права, то и по отношения большинства ее представителей к церкви тоже верно. А если наука права частично, то почему она должна быть права только в том, с чем Вы согласны. Впрочем, не буду постом спорить со священником. Останемся каждый при своем мнении.
Ответить