Доклад митрополита Артемия на открытии региональных Рождественских образовательных чтений
Информационный отдел Хабаровской епархии11.12.2024
Дорогие братия и сестры! Позвольте всех вас поприветствовать на пленарном заседании регионального этапа XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений! Тема наших чтений — «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» — дает нам возможность вновь осмыслить подвиг наших предков и извлечь важные уроки для нашего времени.
День Победы в нашей стране - это не просто дата, это – не просто память о героизме нашего народа. Это – символ победы добра над злом, символ победы жизни над смертью, символ победы света над тьмой и нашей правой веры над язычеством и сатанизмом. В своем докладе я бы хотел коснуться духовной составляющей как Великой Отечественной войны, так и других воин, попытаться разобраться в причинах возникновения и исхода войны.
Святейший Патриарх Кирилл в своем слове отмечал, что Великая Отечественная война явила Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех отступления от Бога, но и явила нам великую славу и силу, если наш народ возвращается с покаянием к Богу. «Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить. И этой победой Бог словно говорит нам: живите по Моей правде, и вы все сможете».
Вспомним, что предшествовало этой страшной войне за несколько десятилетий. Мы помним, что после революции 17-го года были развернуты величайшие гонения на Русскую Православную Церковь. Множество священников, монахов и клириков были попросту убиты и замучены в лагерях. И это истребление продолжалось до начала Великой Отечественной войны.
До революции в России было 77 тысяч действующих храмов, но после 20-ти летнего гонений к началу войны осталось 150 действующих храмов, а из 280 архиереев оставалось только 4, которые были на свободе и могли хоть как-то организовывать жизнь Церкви.
По воспоминаниям святителя Николая Алма-Атинского, когда ему после ареста дали вместо пятнадцати - пять лет, за то, что в период Гражданской войны он дал приют раненному красноармейцу, он спросил доверительно у следователя: «Вы же понимаете, что я ни в чем не виноват?», то следователь ответил: «Да, мы знаем, но нам надо всех вас изолировать от народа лет на 15, чтобы мы смогли искоренить веру и переориентировать дух народа, а когда вы выйдете, вы будете уже нам не страшны». И, действительно, вся идеология работала на это: и кино, театр, и газеты, даже было такое сообщество Воинствующих безбожников, и в 1939 году была объявлена пятилетка безбожия. Получается, что в 1944 году и следа не должно было остаться ни от одного храма, ни от одного священника, ни от одного монаха. И в 1939 году долготерпение Господне закончилось. Вы знаете, что немецкие войска оккупировали Чехословакию, потом Польшу, дальше - Францию. Началась Вторая мировая война. И вот как бы ни парадоксально, но именно война и остановила это движение беспощадного уничтожения веры в нашем народе.
В 1943 году сам Сталин обратился к нашим трем митрополитам: Алексию (Симанскому), Николаю (Ярушевичу) и Сергию (Страгородскому) (будущему Патриарху), признав, что во всей истории России Церковь всегда помогала поднять дух Русского народа. В Москве были открыты храмы и отслужены молебны о Победе русского оружия. Была открыта семинария и академия, организация Воинствующих безбожников была упразднена, а ее помещение было передано Журналу Московской Патриархии. Но Церковь не только своими молитвами помогала фронту. Верующие жертвовали последние средства, на которые были построены эскадрилья самолетов и танковая колонна, на приходах собирались теплые вещи и продукты для солдат. В нашем Хабаровске также в 1943 году был открыт храм в честь Александра Невского, прихожане которого также участвовали в сборе средств и помощи фронту.
Весь наш народ, сплотившись отдавал все свои силы на помощь фронту и разгром врага. Потому что это была не просто война за ресурсы – это была война духовная. Это дух Божий и дух падший столкнулись на поле брани, на земле Русской, на Святой Руси. Гитлер в своей книге «Майн канф» говорил открыто: «я чувствую, что получаю силы из преисподней земли». Через оккультизм и магию он искал связь с темными силами. Даже была создана организация «Ананерби», которая работала на то, чтобы все эти эзотерические знания и контакты с падшими духами использовались на то, чтобы достичь мирового господства.
Но Бог не в силе, а в правде. И поскольку сам руководитель государства и многие наши военноначальники обратились с молитвой к Богу, Господь явил свою силу. Именно с этого времени начался перелом в этой страшной войне в пользу русского оружия. Господь укреплял каждого на поле брани и вселял мужество в сердца наших воинов и ужас и трепет в сердца врагов. Даже через природные стихии Бог помогал Русскому воинству. Немецкие генералы вспоминали в своих мемуарах: Под Москвой русским помогал Генерал мороз, а под Курском - Генерал Грязь. И мы помним, как немецкие войска, рассчитывавшие на молниеносную победу, замерзали под Москвой, ибо в конце октября небывалые морозы окутали Московскую область. Немецкая техника, неприспособленная к таким морозам, не могла вести успешное наступление, а солдаты попросту замерзали в осенних шинелях. А под Курском новейшие танки «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды» грязли в нашем черноземе, раскисшем от дождей, и теряли манёвренность. А наши легкие манёвренные танки Т-34 поражали их в борта.
Самый яркий случай произошел под Сталинградом, когда Бог помог нашему воинству, как вспоминали немецкие генералы через «Генерала Мышь». Когда Советские войска окружили немецкую группировку Фридриха Паулюса в Сталинграде, стоявшим в резерве 14-ой и 22-ой немецким танковым дивизиям поступил приказ деблокировать окруженные немецкие войска, но однатреть танков не смогла сдвинуться с места, так как полевые мыши перегрызли электропроводку. Из-за ремонта время было упущено и наше командирование успело перебросить крупнокалиберные орудия и прорыв блокады стал невозможен. Немецкие войска были разгромлены. Когда Сталину доложили о случившемся, он улыбнулся и сказал: «Я не могу наградить этих мышей, но они внесли большой вклад в разгром фашистов».
Делая параллель с Библейскими войнами, мы видим похожие эпизоды помощи Божией, когда Господь послал против врагов Древнего Израиля шершней. В книге Иисуса Навина читаем: «Так говорит Господь: и послал Я перед Вами шершней, которые и прогнали от вас тех двух царей Амморейских, не мечом твоим и не луком сделано это».
Мы видим здесь, что исход войны не зависел от количества солдат и оружия, а от третьего фактора, посланного Богом, который и решает исход войны.
Вскоре были освобождены территории Украины, Белоруссии, Прибалтики и наши войска устремились в логово фашизма. Сталин издал указ, чтобы на освобожденных территориях храмы не закрывались. И более 22 тысяч храмов после окончания Великой Отечественной Войны были на территории Советского союза.
Многие священники были удостоены государственных наград за помощь фронту и победе. И Церковь получила некую свободу, благодаря этому страшному испытанию. И если бы не новые Хрущевские гонения на Церковь, который махая кулаком, кричал что через пять лет я всем покажу последнего попа по телевизору, то великое единое государство, объединившее все народы и выигравшее страшную войну, существовало бы до сего дня. Поэтому если наш народ будет с Богом и хранить Его заповеди, то никто и ничто не сможет нас сокрушить. Но если мы будем вновь и вновь отходить от Бога, то будет Господь посылать нам вразумление: технологические катастрофы, пожары и потопы по местам. Если не поймем, то наказания будут сильней и сильней: эпидемии, которые уносят тысячи жизней. И последний Его довод – война, которая унесет тысячи, а может и миллионы жизней. Нужно менять греховный образ жизни, жить по правде Божией, выполняя Его заповеди. А наша власть должна быть той удерживающей силой от разложения и греха. И если Церковь говорит в своем слове, что это грех, то государство в своих законах должно повторить, что это преступление.
Наши деды ценой своей крови и ценой жизни сломали хребет фашисткой гидре. К сожалению, в наше время остатки, взрощенные западными странами, вновь оскалили зубы против России, против нашего народа. И наше современное воинство, достойно славы своих отцов, сейчас вписывает новые страницы ратных подвигов нашего народа. Мы и сейчас стоим на стороне света, на стороне правды. И поэтому, мы сегодня в едином строю с нашими отцами, прадедами и дедами, которые защищали от фашизма нашу Родину в 41-45 годах. Мы верим, что победа будет за нами, враг будет разбит. Мы говорим с нами Бог, с нами – правда. Но и каждый из нас должен жить по правде Божией. Только так, Бог дарующий Победу, даст Победу Русскому народу.
Святитель Николай Сербский (Велимирович) написал между двумя мировыми войнами книгу: «Война и Библия», посвященную отношению христианства к войне. Этот труд, который раскрывает нам глубокий духовный смысл войн, по какой причине они начинаются и исход их решает Бог. Он обосновал, что древние и современные войны можно понять лишь в свете святого Откровения.
Воля Божия дарует Победу тому народу, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога, и кто исполняет Его заповеди. Советую всем прочитать этот труд святителя. Автор подчеркивает, что кроме Библии нет ни одной книги на свете, в которой описано столько воин с объяснением их причин.
Война человека с Богом, является причиной войны человека с человеком. На войне возмездие за всякий грех следует быстрее, чем в мирное время (Святое Писание говорит: когда пойдешь в поход против врагов своих, берегись всего худого (Второзаконие)). Если только один солдат войска совершит кражу, займется мародерством, прелюбодеянием или осквернением святыни – этим он создаёт препятствие к Победе всей армии. Чем выше по чину согрешивший воин, тем большим препятствием будет его грех. А грех военноначальника против Бога и Божия закона равносилен измене. Поэтому возбудителем войны является грех и сколько бы согрешивший народ не высказывал свое миролюбие – война поразит его. Из всех зол, которые делал Древний Израиль перед лицем Божиим, особенно указывается на грех служения диаволу под видом идолов. Отсюда проистекают все остальные грехи и нарушение всех основных десяти заповедей. И это уже не фольклор, именно эти грехи ввергают народ в рабство чужеземцам. Поэтому в нашем Русском воинстве должно быть искоренено всякое неоязычество и идолопоклонство. А на шевронах наших воинов не должно быть черепов и оскаливших зубы диких животных как у язычников, а православный крест, который действительно является оружием против падших демонов. Тот кто в смирении сердца своего не надеется на оружие, а покаянно взывает о помощи к Богу, тот со славой побеждает.
Еще один страшный грех, вопиющий к Небу об отмщении – это убийство нерожденных детей в утробе женщины. В дореволюционной России уголовному наказанию подвергалась как женщина, так и врач делающий это зло. После революции Российская Федерация первая в мире легализовала аборты. Но уже 1936 году они были запрещены вплоть до 1955 года. Это позволило восстановить народонаселение, не только после кровавой Гражданской войны, но и после Великой Отечественной, где мы потеряли около 25 миллионов человек. После Хрущёвской легализации абортов страна ежегодно теряла до 6 миллионов человек. В наши дни это зло уносит до 2 миллионов человек в год. Наше население сокращается на 600-700 тысяч человек в год из-за низкой рождаемости и высокой смертности. Никакая война не унесла столько жертв, сколько мы сами уничтожили своих будущих граждан, которые могли стать прекрасными учеными, военными, инженерами и рабочими. И государство ответственно за это зло перед Богом.
В заключении хочу привести слова Святого святителя Николая Сербского: «Блажен правитель, который признав истину вовремя призовет народ свой к покаянию перед Богом Живым. Блажен народ, который вовремя скинет ярмо своих грехов против Бога. Никакое зло не приблизится к нему, так как Всемогущий Господь защитит его непобедимой десницей своей».
Желаю всем задуматься о сказанных словах и хочу поблагодарить за внимание и пожелать всем вам успешной работы на региональном этапе Рождественских чтений.