Герой нашего времени, или о чем грустит тушка лиса?
Юлия Шутова. Информационный отдел Хабаровской епархии21.06.2013
В западноевропейской драматургии и театре в прошлом веке возникло направление, именуемое «театром абсурда», где мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. Ну, на то и мастера слова, чтобы создавать различные миры: фантастики, романтики,… да вот и абсурда, — почему нет? Думается, что Камю, создававший свой «Миф о Сизифе», никогда не мог предположить, что в дальневосточном городе (назовем его, ну, хотя бы Ха) с успехом реализуются множественные принципы того самого направления абсурда…
Нынче модное слово толерантность, которое до того навязло на зубах, что всякий раз хочется сплюнуть, произнося этот «широкий» термин, применимый ко всем и вся, заменило понятие нормы. «На двух стульях не усидишь», гласит народная мудрость, интерпретируя библейскую истину: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне».
Вручение медалей многодетным семьям перемежается с акциями, пропагандирующими «радужную любовь» между однополыми людьми, а лозунгам «Нет наркотикам» намерена противостоять одно новомодное существо под узнаваемым именем Упоротый Лис.
Просматривая местные новости, натыкаюсь на сюжет, повествующий о скором появлении с позволения сказать «памятника» в нашем городе «лисичке–наркоману»… чучелку зверушки, попавшей в капканчик, погибшей смертью храбрых от рук человеческих, и которую таксидермистка Адель Морзе из Великобритании пыталась сделать наглядной демонстрацией для каких бы то ни было нужд. Но, чего-то не рассчитала, и зверек приобрел «упоротый вид», т е внешность существа, испытавшего на себе действие наркотические веществ. И была б, как говорится, незадача, если бы не стал этот персонаж интернет-мемом, особенно популярным в России. О чем сама Морзе говорила в одном интервью: «Он выглядит немного грустным и пьяным — это отражает настроение россиян. У него остекленевший взгляд, который они узнают, они думают, это символизирует нацию».
Ну, тогда на этом фоне поиски какой-то национальной идеи или героя нашего времени кажутся пустой тратой времени: почившая в Бозе тушка, провалявшаяся год в коробке, скукожившись и выпучив глаза, как наркоман или алкоголик после дозы, — вот он – символ нации. То ли шутка это была со стороны госпожи создателя «шедевра», то ли полувыдумка журналиста, но в нашем городе идею приняли, пообещав, после демонстрации временного памятника, увековечить Лиса для потомков, видимо, в назидание, дабы не забыли они истинное лицо нации.
Так что же будет символизировать бронзовый Лис, который грозится появиться в нашем городе Ха? Можно предполагать и спорить, но то, что место станет местом «паломничества» определенного круга людей, сомнений не вызывает. А как иначе, ведь лис-то – упоротый! «Упоротый» — это обращение к наркоману, который находится под действием какого-то наркотика, в том момент, когда у него почти верх эйфории. Посидеть рядом, приобщиться к состоянию лисенка, а, может, еще потереть левый глазик, чтобы уж точно достичь состояния упоротости? Думаю, традиции не заставят себя ждать. До какой степени абсурда может дойти ситуация, при которой явная пропаганда «нездорового образа жизни» превалирует над всеми иными объяснениями того, почему лис может стоять в нашем городе?
Все чаще, на любые попытки призвать к рассудку, слышишь увещевание об отсутствии толерантности, словно все забывают разницу между попустительством и потворством греху, а, где-то и преступлению в светском понимании этого слова, превращая нас в того самого лиса в тот момент, когда он попал в капкан.
Но в погоне за недостижимой попыткой угодить всем, мы сами загоняем себя в этот капкан, из которого уродливым взглядом остекленевших глаз сморим на мир, все реальнее превращающийся в театр абсурда…