Живя по плоти, мы все должны научиться жить по духу!
Интервью с настоятельницей Свято-Петропавловского женского монастыря игуменьей Антонией18.12.2010
– Матушка Антония, Вы приехали на Хабаровскую землю по благословению Священноначалия нашей Церкви сравнительно недавно, пройдя послушание в монастыре Калужской епархии. Чем на ваш взгляд отличается церковная жизнь нашей молодой епархии от жизни в епархиях, история которых насчитывает ни одну сотню лет?
– После периода Богоотступничества, когда Православию пришлось спасаться на обломках прошлого, возрождать утраченное было везде сложно. Но в епархиях с многолетней историей, таких как Калужская, Ярославская, Тульская и другие открывались храмы, монастыри, намоленные нашими предками. Люди входили в них и начинали молиться. Наша же Хабаровская епархия была превращена в духовную пустыню. Не осталось ни основы, ни традиций у народа. Контингент людей – либо ссыльные, либо люди, приехавшие за «длинным рублем», все надо было начинать сызнова, строить храмы, готовить священство, приобщать людей к Церкви. Как и всякое благое дело, возрождение идет очень трудно. В течение многих десятилетий в результате безбожной жизни мы заблудились и захламили храм души грехами, потеряли связь с Богом. Наш Творец давал нам питание и дыхание через храм. Мы этот источник жизни сами себе перерезали и стали несчастными, так как задыхаемся от духовного голода и погибаем. Но милосердный Господь молитвами мучеников, новомучеников и всех святых подает нам руку помощи, открывает храмы, монастыри, чтобы мы напились чистой воды и прозрели. За последние семь лет возрождения епархии мы наблюдаем невиданный духовный взлет. По необъятному простору епархии открываются великолепные храмы, приходы в самых отдаленных местах, куда и добраться порой бывает весьма трудно. Эти храмы наполняются множеством людей, славящих своего Творца.
– Да, каждый из нас радуется возрождению и становлению церковной жизни в Хабаровском крае. Господь, действительно, дает нам питание и дыхание через храм. Но, на Ваш взгляд, есть ли при этом опасности в духовной современного человека?
– Много опасностей подстерегает современного человека, но хотелось бы сказать о двух, которые преодолеваются монастырской жизнью. Во-первых, это информационное рабство. Благодаря развитию СМИ, на современного человека обрушивается такой информационный поток, что у него нет ни минуты побыть в тишине, уединении, помолиться, подумать о Боге, о смысле жизни. Да и сам человек привык к этому постоянному шуму, что и за стол не сядет, не включив телевизор. И как молиться, если минуту назад ты смотрел по ТВ какое-то шоу? Итак, современному человеку трудно оставаться самим собой, он ежеминутно находится под воздействием СМИ и рекламы, которые навязывают свое мировоззрение, образ жизни, модели поведения зачастую далекие от десяти заповедей. Вторая опасность тоже исходит из стратегии развития современного мира – это стремление к комфорту. Насколько удобнее становится наша жизнь, настолько мы становимся ленивее и расслабленнее. Благодаря научно-техническому прогрессу, человек перестал работать физически, лень сковала людей, а ленивое тело порождает ленивую душу, о духе в таком теле и говорить не приходится. Лень встать на молитву, лень сделать поклон, лень идти в храм – зачем все это? У меня Бог в душе, и дел много – суета житейская. Жалко смотреть на молодых людей в расцвете сил с ужасом смотрящих на 200 литровую бочку, которую надо заполнить водой. Просто изнемогают от непосильной монастырской работы, которая испокон веков была обычным делом для 90 % населения аграрной страны – верующей и сильной духом России.
– Современный человек к тому же очень часто впадает в уныние… Что Вы посоветуете тем, кто не находит в себе избежать этого греха?
– Уныние - это грех, который опустошает душу, делает ее безжизненной. Что врагу человечества надо – это чтобы человек забыл о милости Бога, чтобы не пребывал в радости о своем спасении, вот он и прокрадывается в нашу душу, закрывая наши глаза, помрачая ум. Когда мне тяжело, и всю меня поглощает тоска и уныние, я с трудом, но все же пытаюсь высвободить свой ум от этого оцепенения, пытаюсь найти что-то, за что можно ухватиться, но только не быть в бездействии. Надо начать трудиться, просто встать, пойти, побежать, что-то делать. Когда наши руки что-то делают, то ум включается в эту работу и не остается времени на то, чтобы унывать. Уныние – это помыслы, которые заставляют думать нас о том, что нам не хочется, отчего мы устали или что потеряли. Надо их развернуть на 180 градусов и постараться сделать обратное. Если тяжело и больно, делайте то, что вас радует и радует других, так как эта радость, посланная нами другим, вернется к нам в двойной мере. Но самое главное, что может победить уныние – это молитва. Кто, как не Господь наш слышит это и видит наши страдания, и Божия Матерь, родная наша утешительница в скорбях и печалях? Приходите к Ней, припадайте к Ее покровам и Она не оставит вас. Ваши слезы и теплота в сердце будут ответом на ваш призыв к Ней. Нет, лютый враг человечества, не сможешь ты победить нас, так как с нами Бог! Наша душа – храм Божий и не найдется там места для уныния и печали, но там будет радость о жизни вечной, о рожденном Христе Иисусе!
– А если человек только начинает ходить в храм? Ему ведь недоступны такие «секреты» духовной жизни..?
– Прежде всего, хочется пожелать всем людям, начинающим ходить в храм, не бегать по храмам, по духовникам. Выбрать для себя одного наставника и у него окормляться, советоваться по различным вопросам, возникающим в нашей многосложной и многоскорбной жизни. Постарайтесь читать литературу о нашей православной вере, Закон Божий. Не пытайтесь прочесть все множество книг – о чтении также хорошо советоваться с духовником. Обязательно читать Священное Писание (Святое Евангелие, Псалтирь, Апостольские послания). Не берите на себя большие молитвенные правила, сугубые посты и прочее, на все берите благословение у духовника, и, если получили какое-либо благословение от духовного наставника, то его необходимо выполнять. Но самое главное – это Исповедь и Святое Причастие. Постоянно соединяясь с Господом в Святом Причащении, мы очищаемся, укрепляемся, вразумляемся, и, в конечном итоге, наша душа уготовляется к Царствию Небесному, где и есть наша Отчизна, наш дом, куда всей душой, всем сердцем мы все стремимся.
– Матушка, сейчас идет Рождественский пост. Чем является пост для монаха?
– Пост оказывает благодатное воздействие на сознание христианина. Для тех, кто соблюдает пост, появляется возможность познать себя, поразмыслить: «Как я отношусь к Богу, какое место занимают во мне мысли о Нем, могу ли я хоть сколько-нибудь приблизиться к своему Творцу?» Насельницы монастыря не мыслят жизни без Бога. Наша жизнь посвящена Творцу. Воздержание в пище, разговорах, посвящение себя молитве, выполнение послушаний, участие в богослужениях – все во имя Иисуса Христа. Для монаха пост – это проверка любви к Богу.
– Как лучше проводить пост и готовиться к Рождеству мирянину?
– Пост – это воздержание, но не только в пище, нужно поститься и духовно. Необходимо воздерживаться от плохих мыслей и дел, стараться чаще посещать храм, приобщаться Тела и Крови Христа, читать Слово Божие, стараться не посещать развлекательных заведений (кино, театры, клубы). Подготовив себя таким образом ко встрече со Христом вы сможете ощутить радость праздника Рождества во всей его полноте.
– Что Вы можете сказать об особенностях монастырского поста, Богослужения? Что сестры готовят себе на трапезу?
– По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божьих, А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся и приобщаемся Его Божественной плоти». Пост для монашествующих является глубоким очищением души от греховных страстей. Во время поста нужно больше молчать, уходить в себя с Иисусовой молитвой, которая помогает избегать раздражения, резких слов, укоров, обид и самооправданий. Очень помогают в духовном подвиге поста Богослужения с аллилуйными службами, с увеличением земных поклонов при входе в храм, перед иконами Господа, Богородицы и святых. Помощью в духовном посте является пост телесный. Пища, в основном, легкая (овощная, на растительном масле), хотя и разрешается рыба четыре раза в неделю. На трапезе готовятся овощные супы, тушеные овощи, различные каши с фруктами, тыквой, постные вареники, блинчики. Подаются заготовленные овощные консервы: икра баклажанная, кабачковая, огурцы, помидоры, баклажаны. Запекаются мороженые овощи, фрукты, ягоды. В дни, когда разрешается рыба, с рыбой готовятся первые блюда (борщи, щи, рассольник, солянка), котлеты, жареная и запеченная рыба.
В Рождественский пост много праздников, значит, можно порадовать сестер различными вкусностями. Приведу несколько примеров. Вот как готовятся блинчики на газированной воде: на 10-12 блинчиков взять поллитра газированной воды, соль, сахар по вкусу, полстакана растительного масла, муки. Готовые блинчики промаслить растительным маслом. Положить начинку (повидло, обжаренный с луком рыбный фарш и др.). Завернуть в трубочку и подать на стол.
Можно приготовить холодец из разных сортов рыбы (лососевые, окунь, различные сорта речной рыбы). Для этого филе отварить отдельно. Залить подготовленные головы, хребты, плавники холодной водой и положить 2-3 головки чищенного репчатого лука, лавровый лист, перец горошком, посолить и варить на медленном огне 1 час (при сильном кипении бульон будет мутный). Из сваренного бульона выбрать рыбу, бульон процедить, отлить часть бульона и охладить для замачивания желатина. Рыбу перебрать, отделить от кожи, костей, разложить небольшими кусочками в форму, добавить мелко нарезанный чеснок. Бульон разогреть, добавить замоченный желатин и довести до кипения. Залить форму бульоном и оставить в холодном месте для застывания. Желатина потребуется 40 грамм на 1 литр бульона.
А для любого вида пирожных и тортов можно приготовить постный заварной крем. Нам потребуется 2 столовые ложки крахмала, 300 мл соевого молока (или сухих растительных сливок «Фрима»), 50 гр. растительного маргарина, 100 гр. сахара (50 гр., если коржи сладкие), ваниль. Крахмал растворить в 1/3 части молока. Остальное молоко нагреть, растворить в нем маргарин, сахар, довести до кипения и влить растворенный крахмал. Варить до загустения, остудить, добавить ванилин.
Ангела за трапезой!
– Наверное, многие наши читатели захотят провести последние поста в монастыре. Какие послушания ожидают паломников?
– Судя по первому зимнему месяцу, одно из основных послушаний наших гостей, а также и сестер монастыря – это борьба со снегом. В этом году его выпало уже очень много. Еще наших гостей ожидает храм и помощь монастырю в молитвенных трудах. Наши паломники молятся на монастырских богослужениях, в дневное время помогают в чтении псалтири и монастырских синодиков, ежедневных акафистов святым апостолам Петру и Павлу и святителю Спиридону Тримифунтскому. Необходима помощь в уборке храма, в подготовке храма к празднику Рождества Христова. Желающим помочь сестрам монастыря в подготовке к принятию гостей на праздник Рождества Христова – милости просим! Ведь в сам праздник Рождества Христова будем принимать до ста человек, которых нужно будет угостить. Паломники помогут нам жарить котлеты, лепить вареники и пельмени, и во многих других хлопотах, связанных с проведением этого замечательного и долгожданного праздника.
– Матушка, позвольте поблагодарить Вас за интервью и попросить Ваших пожеланий для читателей портала «Православие на Дальнем Востоке».
– Всем читающим православные странички в сети Интернет, мы, прежде всего, хотели бы пожелать мира в душе. Главное – крепко держаться за Православие, почаще обращаться в молитвах к Богу, ходить в храм и приобщаться Святых Христовых Таин. Как сказал архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Живя по плоти, мы все должны научиться жить по духу. Это самое главное». Очень рады будем принять в нашем монастыре желающих совершить паломничество, потрудиться во Славу Божию. В благодатной тишине (так как мы находимся в 60 км от города) у нас можно поработать и помолиться, отдохнуть душой от суеты многомятежного мира. Ведь как говорится, лучше один раз испытать, чем сто раз прочитать. Приезжайте и вы приобщитесь монашескому деланию!
Беседовал Алексей ВОЛКОВ