Хабаровск православный Журнал «Левиафан», или как отобрать надежду у зрителя

«Левиафан», или как отобрать надежду у зрителя

Юлия Шутова

30.01.2015

Радио в автомобиле приносит на первый взгляд приятную новость: фильм российского режиссера А. Звягинцева – обладатель нескольких наград и номинант на Оскара.

Вспоминаю прекрасный фильм «Возвращение» и уже мечтаю увидеть «Левиафан». Однако неоднозначные высказывания известной (и не очень – всем же хочется что-то сказать) прослойки нашего общества заставили засомневаться: что же не так?

Случай представился – я смотрю киноленту: первые двадцать минут фильма повергли в шок – герои разговаривали на нецензурном языке, запивая скверные слова водкой, разлитой непременно в стаканы. Но самым шокирующим было то, что за каждым словом, за каждым кадром пейзажей, за игрой актеров я узнавала работу того самого талантливого режиссера.

Цвет, звук, слог…все рисовало мне, зрителю, картину упадка, развала, тупика, безысходности. Как жертвы лабиринта, чувствующие на себе дыхание Минотавра, ищут выход, стуча по стенкам и ломясь в закрытые двери, сбивая руки в кровь, так и я пыталась найти хоть какую-то зацепку, найти какое-то спасение. Но не находила его.

Рушится все: семья, дружба, любовь, вера, Родина… Ну, должен ведь хоть кто-то… Хоть кто-то…

В чем-то узнаваемая реальность сконцентрирована так сильно, как порошок в пакетике какого-нибудь «юппи»: хочется разбавить ее водой. Но воды все нет, как, впрочем, и воздуха.

Не знаю, насмешка ли это, что на месте сломанного дома, беспощадно разрушенного железной лапой бульдозера и неразумной псевдо волей человека, построен храм.

Конечно, думала я, разве первый раз кто-то описывает тошнотворную, гнетущую реальность, доводя ее до абсолюта? Нет, конечно, нет. И тут же вспомнила чтение рождественского рассказа Федора Михайловича «Мальчик у Христа на елке». Что же тут искать, когда в конце и замерзший трупик малыша, и труп его ранее умершей матери… ? Но есть «сон»-уверенность этой христовой елки, в которой все счастливы, ради которой жизнь, даже столько короткая, приобретает смысл.

Пытаюсь хвататься за зацепки: иконки в машине, проповедь архиерея, вопрос героини: «Ты веришь в Бога?». «Я верю в факты»…

И правильно все (всех надо отрезвить!!), и неправильно (нельзя так жестоко). Словно вера и любовь идет у режиссера от головы, а не от сердца, не из души.

После просмотра этого фильма я посмотрела на «товарища по случаю это лицезреть» и сказала: «У меня отобрали надежду. У меня, как у зрителя, отобрали надежду!»…


Культура



Сергей пишет 02.02.2015
Мне думается ваш отзыв слишком эмоционален, для меня это фильм о потери образа Божьего-героями фильма, художественный фильм должен указать на болящие язвы, а лечение нам всем указал Христос, нельзя слишком буквально переживать гнетущую "безнадежность"
Ответить

Сергей 2-й пишет 02.02.2015
Тема: Фильм Левиафан
"Пока человек не дойдет до отчаяния,Бог ему не помогает.." (Иосиф Исихаст) так как человек надеяться на себя, на свои силы, волю и действия.. Так что иногда полезно побыть в состоянии безнадежности и отчаяния, дабы именно в этот момент из глубины души, через силу воззвать к Творцу, и получить велию милость, помощь и благодать..
Ответить

раб Божий Юрий пишет 03.02.2015
+++Запад всегда мечтал скупать наши таланты. Продавались не многие. Но продавались. +++Вот и Звягинцев уловил конъюнктуру. Талантливо снял псевдосрез провинциальной жизни. Что хотел сказать? Да ничего. Просто метнул в Россию грязью. Это и хотел. +++Запад рукоплещет. Дает призы и награды. Прольет на голову маэстро золотой дождь. Что ж, не Звягинцев первый и последний, к сожаленью, не он. +++Чем нам ответить? Талантливыми и честными фильмами. А ещё народным презрением. Нам не стоит ходить на эту ленту. Не стоит смотреть эту чернуху. Не надо голосовать за неё наполняемостью залов и не оплачивать своими деньгами. +++А Вам, Юля, в очередной раз спасибо за поднятую тему, за боль души.
Ответить

Виктор М. пишет 03.02.2015
Существует мнение, что у каждого правда своя. Это не совсем верно. Правда, точнее истина, всегда одна. «Свой» может быть взгляд на истину, способ ее изложения, интерпретация.
В этом смысле вариантов действительно много. Важно понять, какова целевая функция излагающего «свою» правду.
В отношении фильма в данной связи возникает ассоциация с процессом компиляции историй болезни нескольких пациентов в историю болезни одного, дабы ни у кого не сложилось впечатления, что этот пациент жилец.
Это о технологии. Какова же цель? Здесь может быть два варианта:
1 – Очернить Россию и сорвать аплодисменты либеральной публики, для которой чем хуже в России или о России, тем лучше;
2 – он тесно связан с первым, а может быть, и дополняет целевую функцию автора, но все же основное содержание его: получить престижную награду, что в условиях безусловного усиления критики России за все, значительно повышает вероятность.
А может быть и
3 – заказ?

NB! Как говориться, что ожидал, то и увидел. Игра актеров понравилась. Драматургия, конечно, так себе. Природа красивая – единственный позитивный момент в фильме, этакая недоработка авторов, надо было побольше свалок поснимать.Очень жаль потраченного времени!
Оскара Звягинцев с большой вероятностью получит, как Иуда Искариот из колена Данова свои 30 сребреников. Потом и повеситься уже можно будет ему. Шутка!
Ответить

Андрей Митрофанов пишет 08.02.2015
Юлия, а Вы не хотите что-нибудь о священнике Гаврилове написать? который ездит по стране на внедорожниках, пьяный, с оружием и деньги из карманов аж вываливаются? о том, что у него права до сих пор не отобрали, не желаете высказаться? не знаю, куда из Вашего текста делись слова "я не эксперт в кино", но вот в этом то Вы наверняка лучше разбираетесь, да? и не кажется ли Вам, что один представитель церкви, попавший во все новости страны и за ее пределами засветившийся, делает вреда нам и пользы нашим противникам в миллион раз больше, чем трезвый художник Звягинцев без ствола, которого тут в комментариях с готовностью приравнивают к Иуде?
Ответить

Юлия пишет 08.02.2015
Спасибо за комментарий. Но я не совсем понимаю, почему я должна комментировать действия человека, которого я не знаю. Личности Звягинцева я не касалась, в отличие от вашей просьбы высказаться о неком «священнике Гаврилове». И почему у него права не отобрали, тоже не совсем ко мне, я же не сотрудник дорожной полиции. Звягинцев – творческий человек, создающий произведения для зрителя, как любой творец (художник, писатель, режиссер), поэтому понятно, что у меня, как у зрителя, должна быть какая-то реакция на его произведение. (Как и у вас на мой пост). Мне очень нравится фильм Звягинцева «Возвращение», а вот «Левиафан» - нет. Так какая связь между творением режиссера и просьбой оценить поступок человека, которого я не знаю, мне не понятно.
Ответить

Роман. пишет 27.02.2015
Я хуже всех. Звягинцев талантливейший современный режиссёр. Его творчество во многом ПРЕвосходит например всё творчество его почти ровесника Бондарчука с его [...]фильмом Сталинград в частности который не то,чтобы не наминирован на оскар он даже не выиграл золотого орла.Хотя фильм являлся противоисторическим и даже русофобским(тот Сталинград находится на нынешней России и гибло тогда в большей части полагаю русское население) и ДАЖЕ САМЫМ КАССОВЫМ фильмом России. Теперь по сути. Фильм понравился. Фильм реалистичный. Фильм призывающий изменять свою жизнь и наставляющий на что то хорошее впрочем как и все фильмы режиссёра. В этом фильме я нашёл вопрос на ответ вся ли власть от Бога. Вся. После этого фильма я понял смысл попкорновое кино. Я раньше ходил на такие фильмы типа чёрной молнии и прочих. Но мне был ненавистен Аватар поднимающий большие проблемы. В Левиафане я увидел всю нынешнюю Россию запечатлённую в небольшое время фильма. Это тот момент когда молодёжь распивала пиво на руинах храма. Свобода без Бога. Вначале у почти всего народа отняли Бога,потом дали свободу. Или добро пожаловать на телеканал ТНТ,СТС,1й,2й,НТВ и прочие. Как бы всё не было грустно это наша история,это наши проблемные точки современной России,это мы. И в первую очередь аз. Думаю мы все россияне должны РАДОВАТЬСЯ,что Звягинцев получил золотой глобус и прочие кинонаграды. Был номинирован на ОСКАР! На моей памяти за 20 лет от России было всего 3(!) номинации. Звягинцев встал в мой ряд наравне с Михалковым. Ибо он тоже номинирован на оскар и снимает фильмы не хуже Солнечного удара и 12. Я бы не сравнивал фильм Возвращение с Левиафаном. Ибо один про земное второй про небесное. Я бы сравнил его с фильмом Елена того же автора. А Левиафана сравнил бы с фильмом Изгнание. Фильм Елена думаю ещё попечальней и подраматичней Левиафана. О. Василий в фильме Левиафан всё правильно сказал. Именно в их диалоге с Николаем заключается на мой взгляд всё то,что хотел сказать Звягинцев названием своего фильма и его содержанием.
Ответить