Хабаровск православный Журнал О том, как Церковь подлодку спасла!

О том, как Церковь подлодку спасла!

Алексей Зачеса, "Суворовский Натиск", газета ВВО. Фото: Пресс-служба ВМФ России.

19.07.2011

Ваше Высокопреосвященство,владыка Игнатий, в России два сословия служат: священнослужители Богу и военнослужащие Отечеству. Как Вами будет организовано сотрудничество Хабаровской епархии с командованием Восточного военного округа?
- Вы сказали, что наши воины служат…Я бы сделал небольшое добавление. В одной из своих работ Иван Александрович Ильин – замечательный русский философ, глубоко верующий человек, сказал примерно следующее: воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, которому вверяются эти средства должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии.
- Сегодня наше воинство учится быть христолюбивым, и служить по-настоящему. Каждому народу Господь дал свое отечество: испанцам – благородную Испанию, англичанам – туманный Альбион, французам – их прекрасную Францию, немцам – ученую Германию… А нам — нашу Святую Русь, преддверье Отечества Небесного. Наше Отечество – дар нам от Бога, который мы должны хранить, развивать, преумножать и от этого зависит наше спасение, вечная жизнь.
История воинства Российского складывалась на протяжении тысячелетия, столько же совершалась история Церкви Русской, Православной. И с первого события — крещения русской дружины князем Владимиром — Церковь и армия соработничали, создавали, развивали, укрепляли характер русского воина. Наработан неоценимый опыт, которым следует дорожить и использовать.
Как будет организовано сотрудничество Хабаровской епархии с командованием Восточного военного округа… Нам нужно взять на вооружение то, что было сделано нашими предшественниками за тысячелетние существование Отечества — военнноначальниками и служителями Церкви Божией. А цель одна: воспитать христолюбивого воина, такого, для которого понятия - долг, честь, совесть, стояли бы на первом месте. Ни деньги, ни чины, ни ордена, а долг, честь и совесть. Только глубоко верующие люди на это способны.
Как это будет осуществляться, сказать трудно: всего два месяца нахожусь на Хабаровской кафедре. Но с Константином Семеновичем Сиденко — командующим ВВО, в бытность его на Камчатке, сделать удалось очень многое. Надеюсь и здесь, так будет.
- Известно, что к месту служения на Камчатке, Вы шли в составе экипажа атомной подводной лодки подо льдами Северного Ледовитого океана.
- Не совсем. Этот переход с подводниками мы совершали через полгода после того, как я прибыл на Камчатку.
- А потом был еще один поход в составе экипажа атомной субмарины от Большого Камня до Камчатки.
- Да, был.
- Известно, что Вы способствовали спасению этого подводного ракетоносца от разделки на металлолом.
- Как сказать,.. Спас Господь, по молитвам и благодаря участию Святейшего Патриарха Алексия II.
Тогда Советский Союз разваливался. Этой участи не миновали наши армия и флот. А «друзья России» делали все для того, чтобы этот процесс усугубить. Были поставлены четкие цели, разработаны дальновидные планы, которые планомерно осуществлялись. В них, на мой взгляд, главное место отводилось уничтожению нашего атомного подводного флота. И если бы это было произошло, весь российский Дальний Восток оказался беззащитным.
Соглашение об ограничении стратегических вооружений двух стран - Российской Федерации и США, было составлено весьма несправедливо по отношению к нам. В соответствии с ним, многие наши атомные подводные лодки должны были быть уничтожены. Их распиливали в «Большом Камне», в Приморье. Для их уничтожения США выделили, насколько я знаю, двести семьдесят миллионов долларов. Контроль осуществляла межгосударственная российско-американская военная комиссия.
- А они свои ПЛ уничтожали?
- Нет, естественно. Они их консервировали. При этом указывали нашим специалистам: какие лодки уничтожать. Настаивали на том, чтобы распиливали в первую очередь те, что подлежали восстановлению. Когда я узнал, что подлежит уничтожению, одна из таких стратегических ПЛ, то обратился к Святейшему Патриарху Алексию II… По ходатайству Его Святейшества, кораблю присвоили имя «Георгия Победоносца». И, конечно, этот великий святой начал свое небесное заступничество: решение об утилизации было отложено.
Это был первый шаг. А затем Святейший Патриарх обратился к Президенту Владимиру Путину. На восстановление лодки выделили средства. Начали ее ремонт. К этому времени большая часть специалистов, уже на заводе не работала. И два экипажа: основной и вспомогательный, отправились в Большой Камень. Восемь месяцев они восстанавливали ПЛ: ремонтировали и устанавливали аппаратуру, красили и т.д. Восстановили. Я туда прибыл уже после ходовых испытаний, которые прошли блестяще, и в составе экипажа отправился к месту дислокации, на Камчатку. Это был мой второй поход в ПЛ.

- Более десяти лет назад в поселке Красная Речка строили храм святого Георгия Победоносца. Временно приход обосновался в гарнизонном Доме офицеров. Но церковь не была построена… И вот приказом Министра обороны Дом офицеров был ликвидирован. Нависла угроза над существованием прихода, который востребован у гражданских и военных. Каковой будет судьба местного прихода?
- Я против того, чтобы молитва совершалась одновременно с танцами, песнями и играми. Искусство важно, но к молитве и богослужению оно не имеет никакого отношения. Храм и Дом офицеров – разные вещи, и не надо их смешивать.
А недалеко от Красной Речки, в соседнем поселке строится подлинный храм, который будет носить имя святого, покровителя русского воинства. Верующие смогут его посещать.

- Служили, Вы, владыко, в Вооруженных Силах?

- Да, два года, после окончания университета. Меня призвали в Прибалтийский военный округ. Служил в отдельном дивизионе БМ-21, «Град» - современный аналог «Катюши».. На военной кафедре я получил специальность командира взвода ПТУРС, а служил ракетчиком. Долг защитника Отечества исполнял.

- Как Вы относитесь к институту военных священников? И будут ли Хабаровской епархией назначены военные священники в войска ВВО?
- Они уже назначены. Правда, еще не имеют статус военных священников, но их обязанности исполняют. К этому нужно подойти очень серьезно, и, прежде всего, определить круг их обязанностей. Они еще не прописаны.
Должен ли священник присутствовать на разводе, носить военное обмундирование? Обязан присутствовать на службе «от звонка до звонка»? А ведь основное время деятельности священника наступает тогда, когда окончились плановые занятия. У него день не должен быть нормированным.
Один наш камчатский священник был определен в одну из воинских частей на Кавказе. Он был хорошо подготовлен. И вот что пишет через некоторое время: «Знаете, владыка, в чем заключается моя обязанность? Стоять на разводе в строю, маршировать, отдавать честь. Представьте священника, марширующего в рясе? Необходимо очень четко понимать: в чем предназначение полкового священника, и каким образом он должен его исполнять.
Еще один вопрос: кому он должен подчиняться: командиру или правящему архирею? Нужно очень точно определить, какими полномочиями в отношении войскового священника обладаю я, как архиепископ, а какими командир.
Далее, как правило, священнослужители - люди многодетные. Сколько Господь пошлет, столько семья и имеет детей. Их семьи должны иметь денежные средства для достойного существования. Если же армейский священник будет получать небольшое денежное содержание и заниматься дополнительно требами, зарабатывая на стороне, он не сможет полностью отдаваться служению в армии.

- Будет ли в Хабаровской духовной семинарии введен курс работы военных священников в воинских формированиях?

- Безусловно. В нашей духовной семинарии должны быть специальные курсы подготовки военных священников. Служение священника в войсках имеет свою специфику. Они должны знать военную психологию, военную педагогику…

Когда это будет?

Я думаю, в ближайшее время.

- Чтобы Вы, владыка, могли сказать тем молодым гражданам России, которым пришла пора выполнить свой конституционный долг по защите Отечества?

- Друзья, каждый из вас человек молодой, каждому из вас предстоит прожить большую полную, интересную, содержательную жизнь. И армия для подготовки к ней может стать хорошей школой. Отбросьте все страхи и неуверенность, исполните долг служения своему Отечеству, своим близким, стоя на страже их безопасности. Служа в армии, вы укрепитесь телесно, а это необходимо для вашей дальнейшей жизни. Вы научитесь преодолевать трудности, а таких, в дальнейшей жизни, будет немало. Каждый из вас может стать в армии настоящим мужчиной, к чему и должен стремиться современный молодой человек.


Новости