Одиннадцать поселков иерея Виктора Дунаева, или своих не бросают!
Юлия Шутова. Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Марина Шабалова, Антон Легойский.06.02.2013
Рассматриваю летние фотографии с поселкового праздника Троицы: на фоне синего неба храм села Капитоновка — деревянный домик, утопающий в зеленой листве. Счастливые лица: женщины, дети, священник — иерей Виктор Дунаев, клирик Никольского храма города Вяземский — небольшого населенного пункта в ста километрах от Хабаровска.
На память приходит фраза, сказанная прихожанкой сельского храма, которую все называют просто — баба Фая, из той самой Капитоновки: «Раньше всюду были храмы: и в Капитоновке, и в родном Буранове, но после советской власти остались от церквей только камни».
Да, трудно собрать людей, трудно достучаться до сердец и душ, особенно в маленьких деревеньках, куда ведут плохие дороги, и священнику порой нелегко туда добраться. Но добираются…
С отцом Виктором, совершающим еженедельные (только подумать!) поездки в одиннадцать населенных пунктов своего района, мы встретились, когда о летних радостях напоминали только фотографии: за окном дальневосточный февральский ветер переметал снежные сугробы и клонил голые ветки деревьев к земле. Говорили о людях, к которым вот уже второй месяц священник не может попасть из-за отсутствия транспорта. Смотрю в неравнодушные глаза батюшки и понимаю — переживает.
На мой вопрос о том, как же чуть больше полугода назад он решился на столь сложный шаг, отец Виктор отвечает искренне: «Это не мое решение. Не я это выдумал, и, наверно, ни за что бы на это не пошел, потому что это, на самом деле, сумасшествие — окормлять одиннадцать поселков! Идея была простая, родившаяся у настоятеля нашего храма, отца Георгия Ибрагимова: перед традиционным крестным ходом было решено объехать населенные пункты района, чтобы провести огласительные беседы с людьми, которые хотят принять Таинство Крещения. Тогда, просмотрев список деревень, я уже понимал, что не смогу просто отвести положенное количество бесед и уехать — людей нельзя просто так бросить. Так и начались мои поездки».
На вопрос, помнит ли батюшка названия поселков, замечаю удивленный взгляд и готовность назвать не только сами населенные пункты, но и все имена людей, к которым он приезжает.
«В большинстве деревень меня не ждали, а если и ждали, то формально. Мол, ну, что батюшка может? Отпеть, покрестить, покропить водой…
Вот, Отрадное, достаточно крупный поселок. В администрации я встретил равнодушие, людей не было. В этот поселок я ездил долго, чтобы хоть что-то началось. Ездил три недели подряд, встречая только одного директора дома культуры, которая просила меня пробовать еще. Постепенно появились люди…
Поселок Аван и директор библиотеки, которая называла себя неверующей, но делала все, чтобы наши встречи с небольшим количеством людей стали возможными. Котиково, где все началось на волне строительства храма, но несколько поутихло, так как сил на строительство не хватило, а мне важнее было работать с людьми, а не со стройматериалом. Кедрово — маленький поселок с населением в сто человек. Шереметьево, где наши встречи проходили на предприятии, специализирующемся на изготовлении мясных полуфабрикатов.
Поселок Глебово, где на крыльце администрации меня встречала толпа людей, как оказалось, всего лишь ждавшая пенсию. И единственная женщина, предложившая дать мне денег на часовню. Денег я не взял, но предложил прийти на встречу: так все началось. Видное, самый дальний от меня поселок, где меня ждут всего два человека, но это того стоит.
Капитоновка, где действует евангельская истина о том, что кому много дано — дастся еще больше, кому мало дано — отымается и последнее. Поселок Дормидонтовка и село Дормидонтовка, где зимой три часа нужно топить печь, чтобы можно было в куртке и валенках постоять около нее хоть немного. Поселок Виноградовка, где мне пришлось детям рассказывать о житиях тех святых, чьи имена они носят…
Вот такие истории, за которыми стоят живые люди. Наши встречи — это не мои случайные заезды, а показатель того, что Церкви важен каждый, поэтому я глубоко переживаю вынужденную паузу. И все дело сейчас в транспорте…
У прихожанина, который меня возил в экстренных случаях, замёрзла машина, и теперь нужно ждать примерно до конца марта, чтобы возобновить поездки. Сам я очень много лет не сидел за рулем, да и опыта маловато. Настоятель нанял для меня водителя, который тут же „докалечил“ и без того старенький грузовик, да к тому же оказалось, что у него прописка не районная, а значит, в погранзону нас не пустят. С новым водителем два раза съездили. Радостно увидеть старые лица, живое желание продолжать встречи.
Назначил планы, состроил график, который изрядно пришлось подсократить: у водителя полставки, эксплуатировать авто можно только три дня в неделю, а мне нужно было шесть. Но и такая радость оказалась недолгой — на этот раз что-то в грузовике сломалось… А время идет: переживаю за тех людей, которые за мои малые в них вложения авансом дали мне во много раз больше. Что пытаюсь сделать? Решил сделать самый безумный шаг, на который ума хватило — кинуть клич и собрать на машину, чтоб ни от кого не зависеть и не волноваться, если и она ненароком „испортится“…»
Помолчали. В живых, выразительных глазах отца Виктора отражалась искренняя тревога за тех, о ком мы так долго говорили. Решаюсь на вопрос: «Батюшка, а кто для вас все эти люди, такие разные, живущие в небольших поселочках и деревеньках Вяземского района?» Отец Виктор отвечает просто: «Для меня они свои… А своих не бросают!»
Вы можете помочь отцу Виктору Дунаеву собрать денег на машину. И в его одиннадцати поселках тогда не прекратится проповедь!
РЕКВИЗИТЫ
Дальневосточный банк Сбербанка России г. Хабаровск, №9070/002, БИК 040813608, КПП 272202001, ИНН 7707083893, к/с 30101810600000000608, счет 40817810270005535446 Дунаев Виктор Владимирович.
Яндекс-деньги: 410011759835319