Хабаровск православный Журнал Праздник Крещения Господня или главное – не вода!

Праздник Крещения Господня или главное – не вода!

Юлия Шутова. Информационный отдел Хабаровской епархии.

18.01.2013

Вода. Всего четыре буквы и то, без чего ничто на земле не могло бы существовать. То, что невероятно ценно и то, что так мало нами ценится – необъяснимый парадокс этого мира.

Бог любит Троицу? Или главное не вода…

Вода: живая и мертвая

А на стеллажах супермаркетов теснится разнообразие бутылочек разных  цветов и размеров: со сладкой, цветной, кислой, соленой, минеральной и прочей водой, которую придирчивые покупатели складывают в тележки с колбасами и сырами, надеясь, что выпив пару глотков лечебно-столовой, исчезнут проблемы с сердцем, печенью или пропадет близорукость. Но, нет, наутро печень не радует,  а весы предательски показывают более десятка лишних килограммов. А мы все сетуем на воду, заедая стакан минералки жирным куском свинины: «Опять не помогла!».

Но вот, когда январские морозы сковывают реки, в которых начинают готовить место под «иордань», мы вспоминаем про «живую воду», отождествляя ее с той самой водой из сказки, что является противоположностью воде «мертвой». Про ту «живую воду», что способна исцелить не только тело, но и душу, которая, чаще всего,  напоминает ту самую тележку из супермаркета, где, среди гор фантиков и упаковок, не сразу разглядишь скромную бутылочку с водой.

Вода! В день Богоявления, или, как его чаще всего называют, Крещения Господня, о ней говорят так много, стараются запастись ей на целый год вперед: ведь она-то точно поможет от… и далее список «желаний».

А почему вода? «…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан.4:14). Так говорит Спаситель. Вода – источник жизни, но не только жидкость, без которой тело человека не может существовать, но и то, без чего душа человеческая томится и мучается: без источника бессмертия, который может быть только в Господе.  Грех удаляет из нас воду живую, иссушает нас. И мы, пытаясь заменить духовную жажду физическим насыщением, но не можем напиться.

Вода способна исцелить нас от немощей и дать радость, но только в том случае, если за ней мы видим не «волшебный эликсир», а Господа, дающего все это по вере нашей. Вода. Можно утонуть в ней, не имея спасительного ковчега, или захлебнуться в расступившихся на миг волнах, сомкнувшихся над головой неистовой морской пучиной.

А что празднуем или главное – не вода

Есть такая «присказка», бытующая в народе: «Бог троицу любит». Есть такая «присказка», бытующая в народе: «Бог троицу любит». Любит ли, сложно сказать, но Сам Господь и является Троицей единосущной и нераздельной.Праздник Крещения по иному называется Богоявлением потому, что в этот таинственный миг Сам Бог явил себя миру в трех Лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос – выйдя на общественное служение для проповеди Евангелия, принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него, Бог Отец засвидетельствовал об Иисусе Христе гласом с неба (Мф 3,13-17). В память об этом событии - совершается праздничное богослужение с освящением воды. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю.

На праздник Крещения Господня в православных храмах совершается освящение воды, то есть  призывание на нее благодати Святого Духа.   «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Центром воспоминаний этого праздничного дня является то, о чем поют в церковных песнопениях: «Бог Слово явися плотию роду человеческому». Воплощенный Сын Божий «явися роду человеческому,» ибо Его крещение – это словно торжественное выступление Его на Свое служение, которое Он совершал до смерти и воскресения Своего.

Как же нам, идущим в храм набрать крещенской воды, не уподобиться обывателю, который жирное мясо запивает минеральной водой, в надежде, что она поможет ему излечить печень, и обиженно сетующий: «Опять не помогла…»? Как же исцелится душа, пораженная грехом? Не покаянием ли? Не верою? Не надеждой ли на милость Господа, явившегося нам в этот день в полноте Своей Троичной Сущности: Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого?  Ведь именно к нам сегодня, сейчас, как две тысячи лет назад у колодца к самарянке, обращается Христос: «Дай Мне пить!». К нам, пришедшим за исцелением, обращается Тот, Кому мы обязаны всем, что имеем. Что же можем мы дать Ему, кроме как Любви, выразившейся в искреннем раскаянии во грехах, способном из самой засушливой пустыни сделать прекрасный сад, наполняя душу водой – водой живой.


Вера, Человек