Трудный путь ко спасению или разговоры о морковке
Юлия Шутова. Информационный отдел Хабаровской епархии.04.03.2013
За окном зима, но календарь упорно напоминает, что весна уже пришла, пусть и формально. От зимы уже порядком подустали даже те, кто любит это время года: белый снег, радующий глаз пушистой невесомостью просел и превратился в тяжеловесную массу, от которой, кажется, хочет избавиться и сама земля.
Так часто бывает: все легкое, приносящее удовольствие, зачастую накапливается, сбиваясь в бесформенную массу, и неподъемным грузом тяготит душу. Все чаще, выходя на улицу, пытаешься уловить хоть какие-то признаки весны: влажный ветерок, звонкую капель или робкие ручьи. Ну, если с природой еще все более-менее понятно, даже принимая во внимание все «внештатные» циклоны и антициклоны, вносящие коррективы в плавное течение смены времен года, то, что делать с «бесформенной массой» в душе, вопрос актуальный. На ум приходит спасительная мысль о посте. Нет, не о том, что связан с дилеммой: съесть морковку или баранину, а о том, как вступить на трудный путь, ведущий ко спасению?
Христианин – это воин. И это утверждение давно перестало быть для меня чем-то аллегоричным, а, потому, путь Великого поста лежит через самое настоящее минное поле, кажущееся с виду мирной пахотой, но таящее хитрые растяжки: не заметил – взрыв. Идущий по этому полю – почти сапер. Почему почти? Вспоминая печальную поговорку о количестве раз, отпущенных на ошибку, поеживаешься однозначности ответа: один. Но мы, идущие путем Жизни, уготованным нам Самим Господом, ошибаемся, падаем, даже «подрываемся на растяжках», — но имеем великую надежду — надежду на воскресение! Надежду, выраженную в покаянии мытаря, плачущего о грехах, или блудного сына, павшего перед отцом в сокрушении и слезах.
И, проходя путь Великого поста, на котором, следуя за Христом, каждый волен сам решать, что кричать Ему: «Осанну» или «Распни», так странно соотносить этот нравственный выбор с выбором меню. Пост – как духовное оружие в руках воина, помогающее отбросить все ненужное для того, чтобы, подобно блудному сыну из Евангельской притчи, прийти в себя, осознав свое опасное положение, свое состояние, при котором и не скоромная пища, поглощаемая постом будет схожа с рожками, которые ел непокорный сын, делив их со свиньями. Осознавая, что стоим на краю бездны, нужно найти в себе силы и решимость вернуться к Отцу, встать на тот путь Жизни, ведущий к Воскресению. "…Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие" (Втор.30:19). И пост, позволяющий пристально взглянуть на свою душу, оценить свои поступки, отказавшись от вещей, захламляющих нашу жизнь, это долгий путь к Пасхе, состоящий в борьбе с грехом, в борьбе с собой. Избегая самодовольства пред Господом о ни разу не съеденном за пост яйце, нужно стремиться к искреннему покаянию, открывающему двери радости о воскресшем Спасителе.
В эти весенние дни, когда все только и говорят, что об овощных диетах, калориях, сантиметрах и талии, в СМИ все чаще натыкаешься на инструкцию «как поститься в Великий пост», в которой кроме определенного набора продуктов нет ничего, невольно думаешь: следуя за Христом, каждый волен сам решать, что кричать Ему: «Осанну» или «Распни», и так странно соотносить этот нравственный выбор с разговорами о морковке…