В Гонконге завершились торжества по случаю празднования 300-летия Православной Миссии в Китае
Православие и мир.21.12.2012
Предыстория Миссии
Православные люди появились на территории современного Китая уже в XIII столетии. В 1712 году по взаимной договоренности Петра I и Канси, четвёртого представителя (4 мая 1654 — 20 декабря 1722) маньчжурской династии, была отправлена официальная Миссия в Китай.
Этому предшествовали распоряжения Петра I: уже 18 июня 1700 года он издал указ, обеспечивший будущее Православной Миссии в Пекине: для просвещения в вере китайцев и жителей Сибири царь вместе со Святейшим Патриархом Адрианом V указал киевскому митрополиту Варлааму, чтобы он назначил инока, «которому бы в Тобольске быть митрополитом». Будущий митрополит был обязан найти себе также помощников.
Подобные повеления были повторены Петром I в. 1706 и в 1710 годах, но только в 1711 году Канси позволил вместе с торговым караваном из России прислать Миссию. К тому появился повод: в тот момент император Канси серьезно заболел и поставил условие — прислать в составе Миссии хорошего лекаря.
Тобольск — Пекин
Требование императора было исполнено. Прошение Канси передали Петру I. Царь дал распоряжение митрополиту Иоанну подобрать для Миссии достойных людей. Возглавил ее архимандрит Иларион (Лежайский).
Отец Иларион — малоросс, родом из Чернигова, воспитанник Киевской Духовной Академии, служил в Чернигове, с 1702 года — в Тобольске. В 1709 г. он был произведен в сан архимандрита и начальника Якутского Спасского монастыря, а также в заказчика (управителя) Киренского и Илимского острогов с уездами).
Из Тобольска основная часть посольства вместе с членами Миссии отбыли 3 февраля 1715 года и прибыли в Пекин в начале 1716 года.
14 июня 1728 года был подписан знаменитый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем. В нем подводились итоги более чем вековых отношений между империями.
Пятая статья этого трактата определила статус и условия пребывания Миссии в Пекине. Китайская сторона не только разрешала проведение работы Миссии, но и обязывалась содержать ее на свой счет. Это оказалось впоследствии спасительным для Миссии, ибо случались времена, когда от Синода в течение нескольких лет не было никаких поступлений на ее содержание.
Православный Китай сегодня
Сейчас на территории Китая есть четыре церкви, принадлежащие Китайской автономной Православной Церкви, однако, к сожалению, службы в них не ведутся, так как нет ни одного священника-китайца. По законам Китая лица, не являющиеся гражданами страны, не имеют права заниматься религиозной деятельностью.
Торжества по случаю круглой даты проводили совместно Институт китайско-христианских отношений, Китайский университет Гонконга и местное православное братство святых апостолов Петра и Павла при храме в Гонконге во главе с настоятелем протоиереем Дионисием Поздняевым. В числе гостей и участников торжеств присутствовали представители разных регионов, стран и национальностей, приехали крупные ученые-китаисты со стороны России и ученые-русисты из Китая, а так же православное священство Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей.
Русскую делегацию возглавил викарий Хабаровской епархии, проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем (Просянок) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Почетным и особо ожидаемым гостем стал один из старейших китайских православных клириков 87-летний митрофорный протоиерей Михаил Ли (Австралийско-Новозеландская епархия Русской Православной Церкви Заграницей). Он был рукоположен епископом Виктором (Святиным) полвека назад в Китае.
В 1999 г. по приглашению китайской диаспоры отец Михаил переехал из Шанхая в Австралию для пастырского попечения о китайской православной общине Сиднея.
300 лет Миссии — оживленный диалог
Официальные торжества проходили два дня — 6 и 7 декабря. Накануне открытия торжеств состоялась встреча владыки Ефрема, настоятеля прихода святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева и Дмитрия Петровского с генеральным консулом России в Гонконге В. А. Калининым, где были подняты проблемы культурного, образовательного и духовного окормления наших соотечественников, временно или постоянно проживающих в Гонконге.
В первый день торжеств в Институте китайско-христианских исследований в Гонконге состоялась конференция. Перед ее началом для гостей провели экскурсию по территории Института, показали лютеранский храм Тао Фэн Шань и часовню.
Выступления, дискуссии и круглые столы были посвящены различным аспектам Православия в Китае: проблемам распространения, трудностям перевода богослужебных, миссионерских и иных текстах о Православии, вопросам правильного восприятия понятий и фундаментальных основ веры китайцами — людьми с абсолютно иной системой философско-религиозных и мировоззренческих ценностей.
Практически ни один доклад не остался без бурного и живого обсуждения.
Проблемы миссии в Китае
Протоиерей Дионисий Поздняев в своем выступлении, посвященном Православной церкви в китайском контексте, подробно рассказал о состоянии дел относительно статуса и положения Автономной православной церкви Китая.
Цель проведения миссии в китайской среде, отметил отец Дионисий, необходимо разделить на две отдельные задачи: работа в континентальном Китае, где есть свои особенности и юридические условия, и поддержка и распространение Православия в китайском мире в других странах по всему миру, в том числе и в России.
Главные проблемы первой задачи:
1. законодательство Китайской республики, юридическая неоформленность и, соответственно, непризнанность властями Китайской Православной автономной Церкви;
2. возобновление и укрепление связей между РПЦ МП и Китайской Православной автономной Церковью, которые были значительно ослаблены в 1950-ые годы;
3. отсутствие православных священников среди самих китайцев;
4. создание институтов духовного образования и подготовки клириков, а также решение вопроса о признания Китайской Автономной Православной Церкви Вселенским Православием, что совершенно невозможно без существенной поддержки извне.
Решение этих проблем видится в трех направлениях:
- осознание проблемы миссии в китайском мире как общецерковной задачи;
- разработка и координация программ для церковных институтов, направленных на нормализацию положения Православной Церкви в Китае;
- создание механизмов регулярного финансирования миссионерских проектов, связанных с проповедью Православия в китайском мире.
Отец Дионисий особо подчеркнул, что состояние Православной церкви в Китае на данный момент является критическим.
Что касается комплекса проблем второй задачи, проведение работы в среде китайской диаспоры по всему миру, то основная проблема в том, что нет целостной единой программы и механизмов ее исполнения. Также не существует никакого механизма регулярной дискуссии и обсуждения проблем по вопросам Православия в Китае.
Ключевыми механизмами в ведении миссии среди китайцев является владение китайским языком, обучение и подготовка китайских студентов, проведение трудоемкой работы по переводу книг на китайский язык.
В течение всего дня с перерывом на обед были зачитаны следующие доклады и выступления: сотрудника ОВЦС Дмитрия Петровского «Русская Православная Церковь и российско-китайские отношения», президента православного братства Всех китайских мучеников Нельсона Митрофана Чина «Пономарский проект: многоязычная компьютерная платформа для уставного формирования чинопоследований богослужения», профессора Пекинского столичного педагогического университета Линь Цзиньхуа «Православные исследования и китайские академические круги», преподавателя института стран Азии и Африки Московского государственного университета М. В. Румянцевой«О трудностях перевода богослужебной лексики и богослужебных текстов на китайский язык», профессора Пекинского педагогического университета Чжан Байчуня «О лексиконе православных терминов на китайском языке», профессора Пекинского университета Сюя Фэнлиня «О своеобразии православной антропологии» и преподавателя Московской духовной академии диакона Георгия Максимова «Внутренняя духовная жизнь православного христианина».
Первый день празднования300-летия Православной Миссии в Китае завершился торжественным ужином от имени Института китайско-христианских исследований в Гонконге.