Вургун Мехтиев: «Мы живем в ситуации, когда целыми сферами осуществляется геноцид культуры»
Марина Бунакова.22.11.2012
20 ноября 2012г в конференц-зале филологического факультета ДВГГУ за круглым столом, посвященном теме преемственности и истории духовности в русской литературе, проведенном в рамках I Всероссийских Свято-Димитриевских чтений, обсуждались вопросы становления, развития и влияния на общество духовного компонента русской литературы.
«Духовная преемственность в русской литературе» - тема обширная и необычайно актуальная в наши дни. Она имеет огромное значение для российского общества, которое на протяжении всего его существования литература формировала, развивала и поддерживала. Духовная составляющая этого вида художественного искусства в России всегда подчеркивалась критиками и исследователями в этой области, прямо или опосредовано авторы обращались к теме религии, нравственности, поиска истин, православной веры.
Стоит отметить, что желающих послушать доклады и обсудить данную проблему, было очень много. Ведущий Вургун Георгиевич Мехтиев, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой литературы и культурологии ДВГГУ и соведущий круглого стола иерей Евгений Сергеев, преподаватель Хабаровской духовной семинарии, были приятно удивлены количеству собравшихся в аудитории: «Мы рассчитывали на 40-50 студентов, но рады, что их собралось намного больше. Значит, эта тема вызвала интерес».
Студенты не могли не согласиться с этим, ведь положение современной культуры и, в частности, литературы далеко от высот Золотого или даже Серебряного века. Как верно подметил ведущий круглого стола Вургун Георгиевич, мы живем в ситуации, когда целыми сферами осуществляется геноцид культуры. А уничтожение культуры – это уничтожение самого народа.
В своих выступлениях докладчики затронули множество тем. В выступлении О.Н. Александровой-Осокиной, кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы и культурологии, был проведен исторический анализ во времена популярности паломнической литературы XIXвека, во времена «духовной жажды», во времена, когда о путешествиях по святым местам писали и святые отцы, и представители интеллигенции, и правители, и чиновники, и простые крестьяне… Все писатели стояли на разных социальных ступенях, но находили общий язык в разговорах о переживаниях, прозрениях, духовном очищении, о лично пережитом паломническом опыте. Участники и слушатели круглого стола единодушно согласились с тем, что и сейчас в обществе существует та самая «духовная жажда», потребность в произведениях с высокими нравственными идеалами. На примере общественной жизни в данном случае хорошо виды повторяющиеся исторические спирали – Россия растеряна, её народ не знает своих святынь, не чувствует искренней любви к своей Родине, не умеет ей гордиться.
Тема патриотизма вызвала особое оживление среди студентов-слушателей во многом благодаря докладу О.В Чмель, кандидата педагогических наук, доцента кафедры литературы и культурологии, посвященного отражению этой темы на страницах романа Толстого «Война и мир». «Формула» Толстого точно описала русский патриотизм. Он равен чувствам. Действительно, русский человек, привыкший во многом жить по велению чувств и эмоций, и в патриотизме проявляет ту же самую неосознанную, интуитивную любовь. Но это были герои Толстого, а современном обществе проблема эмиграции стоит очень остро. Россиянам стало удобно любить Родину «на расстоянии», разводить в стороны понятия «страна» и «государство», а в некоторых случаях доводить чувство «любви» до национализма. Таковы печальные последствия духовно опустошенной культуры, влияние которой, в первую очередь, сказывается на разобщении народа, на внушении неприятия своей страны и своего исторического наследия, на разъединении поколений.
Современная тема «отцов и детей» так же была затронута на обсуждении. Как отметила в своем докладе О.А. Сысоева, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и культурологии, раньше на 100 лет приходилось всего 3 поколения, теперь же «поколение» сменяется каждые 10 лет. И смена их связана, в первую очередь, с техническими новинками, то есть человеческий разум меняется относительно прогресса в сфере Интернета, мобильной связи, технологического процесса, а духовная преемственность, историческое наследие старших поколений остаются в стороне. Аплодисменты вызвал комментарий студента Хабаровской духовной семинарии, сказавшего о том, что с любви к родителям начинается любовь к Родине и культуре. Эти слова прозвучали и в устах других участников. Семья – была и остается лоном культурного наследия, семья зарождает основы патриотизма и нравственности, всё, что было почерпнуто из общения с родными, взрослый человек воплощает в своем жизненном сценарии.
Для современной действительности так же характерны мотивы творчества одного из самых духовных русских писателей Ф.М. Достоевского, выявленные в докладе аспирантки кафедры литературы и культурологии А.А. Струк. Категории «маски», «лица», «личины», как никогда, актуальны для человека современного, привыкшего натягивать маску и прятать лицо. Продажная культурная среда учит человека наших дней, защищается этой маской от всего, учит, как её натягивать, учит, как улучшить работоспособность этого «защитного» кокона. И лишь духовно обогащенная культура призвана показать в человеке «лицо», наделенное чистотой и свободой.
Несмотря на все положительные комментарии студентов о патриотизме, семье и литературе остается открытым вопрос «что делать?». Один из студентов верно подметил: «Рыба начинает гнить с головы….». Преодоление культурного кризиса нашей огромной страны, утоление духовной жажды нашего многочисленного народа немыслимо без вмешательства в эту проблему на всех её уровнях: от реформ образования до внутреннего самовоспитания. Как было отмечено в заключительном докладе, посвященном уже духовной теме в области российского кинематографа, современность начинает говорить с нами другими образными средствами. Со страниц книг тема духовного возрождения переходит на экраны кинозалов, отыскивает своего зрителя и упорно стучится в его душу. Таким образом, постепенно происходит обновление и переосмысление культурного наследия нашей страны.
Работа круглого стола прошла более чем плодотворно, многие темы обсуждались участниками и после его завершения, что немаловажно, ведь осмысление и решение проблемы начинается с её постановки. Возможно, силами именно нашего поколения, импульсом тех идей, которые были озвучены в этот день, и начнется новый этап в области духовного становления русской культуры.