Хабаровск православный Журнал Архиепископ Бориспольский Антоний продолжил знакомство с Хабаровской землей

Архиепископ Бориспольский Антоний продолжил знакомство с Хабаровской землей

05.10.2010

4 октября Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Бориспольский, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ, совершающий визит в Хабаровскую епархию Русской Православной Церкви, посетил историческое селение нанайского народа Сикачи-Алян. Село находится в Хабаровском районе Хабаровского края, на правом берегу реки Амур, в 50 км к северо-востоку от города Хабаровска. Достопримечательностью данного населенного пункта являются петроглифы – рисунки, выполненные более десяти тысяч лет назад на базальтовых валунах и частично – на скалистом уступе береговой террасы. Петроглифы сосредоточены на береговой полосе протяженностью до 6 км от нижней окраины села Сикачи-Алян до верхней окраины находящегося рядом села Малышево.

Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна, стали известны в конце XIX века, благодаря дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова. Первые печатные сведения о петроглифах у с. Сикачи-Алян и Малышево, появились в газете «Приамурские ведомости» в 1895 г. Их автор – штабс-капитан Петр Иванович Ветлицын, дал общую характеристику рисункам технике их исполнения и легенду их происхождения, а также выполнил несколько зарисовок. Первые сведения о петроглифах Амура, опубликованные в 1899 г. в зарубежной печати, принадлежат американскому востоковеду Бертольду Лауферу – участнику этнологической экспедиции на Амур, организованной Американским музеем естественной истории. Американскому этнографу удалось сделать несколько фотографий и эстампажей древних рисунков, а также записать нанайскую легенду о «трех солнцах», связанную с возникновением петроглифов. В 1908 г. краткое описание петроглифов у с. Сикачи-Алян, во время своей экспедиции в горы Сихотэ-Алиня, сделал известный дальневосточный исследователь В.К.Арсеньев. Древние легенды, связанные с Сикачи-Алянскими петроглифами и народом, населявшим эти места, во время своего путешествия в 1910 г., описывал этнограф Л.Я.Штернберг. Специальные исследования Сикачи-Алянских рисунков в начале 30-х годов прошлого века, провел Н.Г.Харламов.

Он определил местонахождение петроглифов, сделал их фотографии и эстампажи, а также собрал в этом месте небольшую коллекцию археологических предметов, состоящих из каменных орудий труда и фрагментов керамики. Огромные валуны с петроглифами он связывал с остатками древнего города «Гальбу». В 1935 г. петроглифы у с. Сикачи-Алян и Малышево были обследованы участниками “Нижне-Амурской археологической экспедицией Института этнографии АН СССР под руководством А.П.Окладникова. Были калькированы наиболее значимые рисунки, сделаны первоначальные выводы о стилях и временных рамках древних изображений.
С 50-х годов начинается целая эпоха в планомерном научном изучении петроглифов Сикачи-Аляна, и все эти исследования проводятся под руководством А.П.Окладникова (позднее под руководством А.П.Деревянко). Итогом этой огромной научно-исследовательской работы становится, опубликованная в 1971 г., монография А.П.Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура».

Петроглифы Сикачи-Аляна многосюжетны. Среди них изображения «личин», зверей, птиц, змей, лодок, чашевидных углублений (лунок), концентрических кругов. Основное место в сикачи-алянских петроглифах, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения – «личины». Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней.

К отдельной группе можно отнести личины череповидной формы с широкой верхней частью и ярко выраженным узким подбородком. Внутреннее заполнение личин тоже многообразно, но почти на всех присутствует изображение глаз, носа и рта. Часто глаза выполнены в виде концентрических кругов, а нос, что характерно для череповидных личин, показан только в виде ноздрей. Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг или сочетания из последних. Некоторые изображения имеют вокруг себя ореол из расходящихся лучей, которые могут быть различной длины и располагаться, как в верхней части личины, так и по всей ее окружности.

К фаунистической группе рисунков Сикачи-Аляна относятся изображения лося, тигра, кабана, птиц и змей. Спорным остается изображение на вертикальной плоскости одного из камней группы из трех животных, которые похожи на низкорослых лошадей, но А.П.Окладников не исключает возможность, что древний художник хотел таким образом изобразить лосей. Особо выделяются изображения двух лосей (на горизонтальной и вертикальной плоскостях), выполненных в рентгеновском стиле. Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна - это композиция, выполненная на горизонтальной плоскости обособленно лежащего валуна, состоящая из рисунка лося, заполненного внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов и стилизованного небольшого изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя.

Петроглифы Сикачи-Аляна являются результатом деятельности человека на протяжении целого ряда периодов и эпох, от раннего неолита до раннего средневековья, что подтверждает многообразие стилей и различия в технике их исполнения. Если рисунки, относящиеся к неолиту и раннему железному веку, выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов, то раннесредневековые изображения уже наносились в стиле резной техники железным инструментом. Криволинейность в стилях ранних изображений сменяется в раннем средневековье рисунками с прямыми пропорциональными линиями.

До настоящего времени весьма актуальной и научно обоснованной является датировка сикачи-алянских петроглифов, предложенная А.П.Окладниковым, основанная на сопоставлении стилей и образов рисунков и соотношении их с археологическими культурами Нижнего Амура. К периоду раннего неолита (мезолита), где более ранние рисунки датируются X тыс. до н.э. - относятся примитивные по технике и стилю изображения лошадей (лосей), фигурки лесных птиц, личины с простым внутренним заполнением (глаза, рот, нос), а также череповидные личины. К расцвету неолитической эпохи на Нижнем Амуре (IV-III тыс. до н.э.) можно отнести личины со сложным геометрическим заполнением их внутреннего пространства. Эта тенденция продолжается в позднем неолите и начальном этапе раннего железного века (II тыс. до н.э. - начале I тыс. до н.э.). Кроме того, к этому этапу относятся наиболее яркие изображения лосей в рентгеновском стиле со сложным внутренним заполнением из завитков-спиралей и концентрических кругов. И, наконец, самые поздние из рисунков, выполненные в стиле резной техники, и относятся к первой половине I тыс. н.э.

Нужно отметить, что из всего многообразия петроглифов Сикачи-Аляна, исследователи разных лет, что применительно и к настоящему времени, могли видеть здесь лишь часть рисунков. Это обусловлено теми природными условиями, в результате которых памятник находится в постоянном движении или «живом» состоянии. Благодаря такому состоянию обнаруживаются новые рисунки, а некоторые, выявленные ранее, бесследно исчезают. Что касаемо выявления новых рисунков, то здесь в главной роли выступают уровень воды в Амуре, выветривание песчаных отложений, а также направление солнечного света, который, во многом, позволяет отличить древний рисунок от природной работы на камне.

Благодаря очень низкому уровню воды, что в нижнем течении Амура бывает редко, несколько новых рисунков было выявлено во время проведения охранных мероприятий в нижней части памятника, в 2000 г. Более 10 новых изображений в верхней части памятника было обнаружено специалистами проектного института «Хабаровскгражданпроект» и сотрудниками ГУК НПЦ по ОПИК Хабаровского края во время работ, связанных с подготовкой проекта зон охраны сикачи-алянских петроглифов.

Далее состоялась поездка архиепископа Антония в село Троицкое Нанайского района. Высокого гостя встречали настоятель сельского храма Святой Троицы иерей Александр Чегодаев, благочинный нанайского района иерей Константин Насин и прихожане храма. Владыка Антоний ознакомился со святынями храма и обратился к собравшимся с проповедью о несении жизненного креста. Владыка отметил особое восторженное чувство от пребывания в данном селе и храме, так как в годы безбожия в с. Троицком был убит настоятель храма священник Филипп Распопов, ныне прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских. Также владыка Антоний выразил радость от того, что в храме пребывали юные селяне. Несомненно, посещение храма детьми – следствие глубокой веры их родителей, дедушек и бабушек, и если они решили воспитывать своих детей и внуков на твердой основе Православия, значит они вырастут достойными гражданами Великой России. В завершении встречи архиепископ Антоний преподал духовенству и прихожанам архипастырское благословение и предложил сделать памятное фото.

В 22 часа владыка и сопровождающие его лица возвратились в Хабаровск.

Фотогалерея: Посещение архиепископом Бориспольским Антонием исторического селения Сикачи-Алян и Свято-Троицого прихода п. Троицкое (4 октября 2010 года)


Новости