Димитриевская суббота – день памяти защитников Отечества
 Жуков Василий
Жуков Василий
26.10.2006
Православная Церковь на протяжении всей своей истории была молитвенницей за своих усопших чад. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12:27) – свидетельствует Священное Писание, и Церковь, молясь Богу за своих «в мире почивших» чад, свидетельствует миру единство всех своих членов, живших во все времена ее существования. История богослужебного поминовения усопших в Церкви восходит еще ко временам апостольским, и эта традиция, эта живая связь времен ни разу не прерывалась. Со временем эта традиция в Церкви претерпевала изменения; появился обычай посвящать поминовению усопших определенные дни церковного года. Такими днями в поместной традиции Константинопольской Церкви, ставшей матерью Церкви Русской, стали несколько субботних дней – Вселенская суббота, т.е. празднуемая всей полнотой Православия (за неделю до Великого поста), три субботы во время Великого поста и Троицкая (перед праздником Пятидесятницы, который иначе называют Днем Святой Троицы). Этот святой обычай был затем воспринят и Русской Церковью. Но и здесь Русская Церковь была верна своей характерной черте – создавать свои, уникальные и очень красивые обычаи.
Четырнадцатый век был истинной «годиной лихолетья» для Русской земли и Русской Церкви. Татарские рати регулярно совершали опустошительные набеги на Русь, уводя в плен множество людей, грабя города и села, разрушая храмы Божии. Но все же среди русского народа появился вождь, который сумел победить татар в сражении, определившим весь дальнейший ход русской истории. Благодаря князю Димитрию Донскому, прославленному впоследствии Русской Церковью в лике святых, и Куликовской битве через сто с небольшим лет после нее на территории разрозненных русских княжеств появилось могучее, единое Русское государство.
И в память о погибших на поле Куликовом по просьбе князя Димитрия Церковь установила день поминовения всех погибших на Куликовом поле воинов в субботу, ближайшую ко дню памяти небесного покровителя князя, святого великомученика Димитрия Солунского. Со временем в этот день стали поминать и всех усопших православных христиан. Но отношение к этому дню как ко дню поминовения защитников Родины сохранялось в русском народе на протяжении всей его истории. Так в Русской Церкви появился свой обычай, по-своему уникальный и наполненный особым смыслом.
В этот день принято вспоминать не только ратников Куликова поля, но и всех тех, кто в течение всего существования Русского государства защищал его на полях сражений. Казань и Полтава, Прохоровка и Бородино, Чесма и Сталинград – все сохранилось в памяти русских людей, и прежде всего – благодарность павшим в этих битвах за то, что еще живы мы и Россия. Но для нас, дальневосточников, важна память не только о тех, кто сражался за Россию там, на полях Европейской части России и Европы, но и о тех, кто сражался за Россию здесь, на территории Дальнего Востока.
И первое, что приходит на ум дальневосточнику и патриоту своей Родины и своего края, когда он вспоминает о героических страницах его истории, это, конечно же, осада Албазинской крепости, начавшаяся в конце XVII века и длившаяся несколько лет. Горстка защитников обороняла Албазин от в много раз превосходящих ее по численности войск противника, имея единственную надежду – на Пресвятую Богородицу, которая не раз являла чудеса и действенную помощь осажденным через Свою чудотворную икону, знаменитую «Слово плоть бысть», или Албазинскую. И именно благодаря героизму защитников Албазина, стойкости русских первопроходцев и, прежде всего, их поистине пламенной христианской вере стало возможным присоединение Дальнего Востока к России в XIX веке.
Вспоминаем мы сегодня и воинов, павших в годы русско-японской и Гражданской войн и Второй мировой, в ходе боев на озере Хасан и на Халхин-Голе. Вечная память вам, православные герои, павшие за российский Дальний Восток!
Василий Жуков


