Хабаровск православный Журнал Новомученики и исповедники земли Дальневосточной

Новомученики и исповедники земли Дальневосточной

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

05.02.2012

Церковь Христова утверждалась подвигами мучеников и исповедников. В первые века христианства верующих жестоко преследовали и они собиралась тайно: знали, что в любой момент их могут предать смерти, но были готовы отдать жизнь за Христа. Не было храмов и для совершения Литургии, приходили христиане ко гробами мучеников, которые свои подвигом создали твердое основание - престол для священнодействия. Постепенно происходили изменения в чинопоследовании богослужения, но изменяя форму, Церковь свято хранила чистоту веры. Сейчас в основание православного храма закладывают мощи именно святых мучеников, как самое надежное основание.

«Жатвы много делателей мало», - говорит Господь ученикам. Начало XX века - время обильной жатвы, когда земля Русская обагрилась кровью почти двух тысяч новомучеников и исповедников, за веру Христову пострадавших. «Круто изменилась жизнь Москвы в 1918 году. С конца февраля в Кремле обосновалось новое правительство, и бывшее некогда средоточием церковной жизни здание превратилось в «красную крепость», - пишет А.И.Яковлев в книге «Патриарший крест». В книге, основанной на архивных документах, с исторической точностью реконструированы события того времени. Автор описывает, как преследовали священников, архиереев, монашествующих и мирян, да и всех тех, кто не соответствовал новой системе. Под арестом оказался и святейший патриарх Тихон. Так описывает автор книги размышления первосвятителя во время ареста: «Бог знает. Церковь-это народ, но народ не Церковь. Было уже, когда они кричали: распни Его...и после еще сильнее закричали: распни Его..…В чем же смысл происходящего? …. как жить теперь? Ныне, по прошествии нескольких лет самостоятельного существования Церкви, угадывается возможный промысел Божий: вернуть Церкви чистоту существования первохристианскую, отрешиться …. от всякого подчинения государству, подлинно стать гражданинами Неба….А живем-то на земле. И никто не может прыгнуть на небеса. Живи и страдай. Можно ли без страданий? Нет. Иисус Христос пришел водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию…и три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь… Уже пролилась кровь и еще прольется…..Все это было девятнадцать веков назад: Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем….»

7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля Церковь установила почитание Собора новомучеников и исповедников Российских.

Среди прославленных святых ХХ века ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий; священномученик митрополит Серафим Чичагов преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара и целый сонм святых явленных и неявленных.

Не обошли репрессии и Дальневосточную землю. Архиереи, священнослужители и миряне отдали жизнь на той земле, по которой мы с вами ходим сейчас, всего несколько десятилетий назад. Они так громко сказали о Христе своей смертью, что о них просто невозможно забыть.

Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский ( миру Семен Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в семье священника. Закончил Московскую духовную семинарию. Был одним из авторитетнейших иерархов Русской Православной Церкви. В течение девяти лет, с 1914 по 1923 гг., владыка был епископом Приамурским и Благовещенским. При нем на территории нынешней Хабаровской епархии достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь. Арестован святитель Евгений был в 1923 г. в ночь под Успение после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе и заключен в тюрьму. Пока архиепископ был в заключении, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи набралось такое количество, что владыка кормил заключенных. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. В 1937 году святитель Евгений приговорен к расстрелу.

Епископ Пантелеимон (Максунов), исповедник ( в миру Максунов Георгий Петрович) родился в 1872 году, в поселке Хайта. В Ново – Валаамском Свято-Троицком Николаевском монастыре в Южно-Уссурийском крае пострижен в монашество в возрасте 25 лет. Он был наречён в честь св. вмч. и целителя Пантелеимона что, вероятно, связано с его первоначальным послушанием – с должностью больничника. «По имени и житие»: впоследствии, приняв служение духовника обители, а потом и епископа Владивостокского и Камчатского, он самоотверженно врачевал души. Управлял Хабаровской епархией во время усиления гонений: в 1930 году был разрушен Градо-Хабаровский Успенский собор, а в 1931 г. было отнято у верующих здание Свято-Иннокентиевского храма. В Приамурье епископу Пантелеимону пришлось столкнуться с набравшим большую силу обновленческим расколом.

10 июня 1931 года святитель был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности вместе с большой группой священнослужителей и мирян. Скончался святитель Пантелеимон 11 февраля 1933 года в заточении, в тюрьме города Мариинска.

Таких примеров подлинного христианства тысячи, и факты о жизни новомученников подобны драгоценным жемчужинам. В настоящее время, Церковь Христова имеет возможность говорить прямо и открыто, она призывает нас усвоить урок прошлого столетия. Почитая память новомучеников и исповедников Российских, лучше начинаешь понимать значение свободы и Истинной веры.


Новости