Хабаровск православный Журнал Обращение императора Константина Великого в христианство

Обращение императора Константина Великого в христианство

Колесов Владимир

03.03.2008

О церковной политике св. Константина не могло бы быть и речи, если бы в его личном мировосприятии не произошло того кардинального изменения, которое в традиционной историографии принято называть его обращением в христианство. Как известно, Константин Великий уверовал в христианского Бога во время войны с тираном Максентием. Несмотря на то, что историки по-разному описывают это событие, можно с уверенностью выделить ряд фактов, о которых говорится практически у всех авторов. Очевидно, что следует начать обзор источников со свидетельства Евсевия, епископа Кесарийского, который, как известно, был приближенным императора Константина и составил подробное описание жизни императора.

Евсевий Кесарийский ссылается на то, что слышал рассказ о видении от самого императора, поэтому эту историю он приводит дословно: «Усердно вознося свои молитвы и прошения об этом, василевс получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы нелегко, если бы говорил кто-то другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный василевс, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более что и последующее время было свидетелем его истины? «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил василевс, – я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: сим побеждай!». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» [1].

В первую очередь следует обратить внимание на то, что чудесное знамение на небе видел не только император, но и войско, которое после этого было объято ужасом. Здесь же упоминается не менее важная деталь, которая отчасти объясняет причину виденного императором и его войском. Евсевий Кесарийский говорит, что император усердно возносил свои молитвы. Пусть конкретно и не говорится о том, кому возносились молитвы, но важно, что Константин шел освобождать Рим от тирана, и считал залогом своего успеха помощь свыше.

Продолжая повествование об обращении Константина Великого, Евсевий Кесарийский приводит еще один немаловажный факт из этой истории: «Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: что бы значило такое явление? Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому, виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов» [2].

Таким образом, из свидетельства Евсевия Кесарийского видно, что перед битвой император дважды удостоился откровения свыше. В первый раз это было видение Креста на небе, а во второй раз – явление Христа во сне.

Описывая далее историю обращения императора, Евсевий Кесарийский достаточно подробно повествует о содержании беседы императора с христианскими священниками и о его дальнейших действиях: «Пораженный дивным видением и, решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их, кто тот Бог, и какой смысл знамения, которое он видел? Они отвечали, что тот Бог есть единородный Сын одного и единственного Бога, а явившееся знамение – символ бессмертия и торжественный знак победы над смертью, которую одержал он, когда приходил на землю… Он был убежден, что знание сих предметов посылается ему свыше, и даже сам начал заниматься чтением божественных Писаний. Сверх сего, повелел находиться при себе Божьим иереям с той мыслью, что виденного Бога должно чтить всеми способами служения. Оградившись, таким образом, благими на Него надеждами, он поспешил, наконец, угасить пламень тиранского огня» [3].

По словам Евсевия, император принял решение не чтить никаких других богов, кроме Того, Которого увидел во сне. Следует отметить и то, что император не решился сам толковать увиденное, но обратился за разъяснениями к священникам. Это характеризует Константина как человека осторожного и благоговейного, готового ради истины поступать вопреки римским языческим традициям и законам, которые еще недавно приказывали гнать и убивать христиан. Кроме того, указанное обстоятельство показывает императора как трезвомыслящего человека, который не сразу доверяет своим снам, но ищет объяснения у почитателей и служителей явившегося ему Бога.

Другой христианский историк той эпохи – Лактанций в своем сочинении под названием «О смерти гонителей» также повествует о чудесной помощи свыше, благодаря которой императором Константином была одержана победа над Максентием. Лактанций говорит о том, что во сне императору было указано выступить в бой с надписанием небесного знамени на щитах. По его свидетельству, этим знамением было не что иное как монограмма, означавшая Имя Христа [4]. Таким образом, в свидетельстве этого историка речь идет о небесном знамении и о том, что император получил во сне указание начертать на щитах воинов это знамение, означавшее Имя Христа. Позднее в империи войдет в оборот бронзовая монета с изображением той самой монограммы, означавшей Имя Христа. В этом отношении сам факт, что на монете, имевшей оборот по всей империи, был начертан христианский символ, является весьма весомым аргументом в пользу достоверности видения императора перед сражением. Не меньшее значение данная монета имеет и в миссионерском смысле, так как повеление императора чеканить монету с христианскими символами свидетельствует о том, какое значение сам император придавал христианству.

Историк V в. Ермий Созомен приводит сразу несколько версий того, что случилось в ночь перед сражением с Максентием. Так, он говорит о таинственном сновидении, в котором император увидел Крестное знамение. Однако, по его свидетельству, во сне императору явился не Христос, а ангелы, повелевшие побеждать силой Крестного знамения [5]. Не отвергает он и мнения, что Сам Спаситель явился Константину во сне перед битвой. Далее Созомен ссылается  на рассказ Евсевия Кесарийского, который был записан им со слов самого императора. Таким образом, из повествования Созомена следует, что в то время существовали различные версии относительно того, кто и как явился императору перед битвой. Важно то, что Крест является неотъемлемой частью видения. Из этого повествования ясно, что Крестное знамение, с которым пошел в бой император, имеет под собой мистическую основу.

В более поздних источниках также сохранились свидетельства о рассматриваемом событии, и они представляют не меньший научный интерес для рассматриваемого предмета. В сочинении византийского хрониста VI в. Иоанна Малалы также содержится рассказ чудесном видении императору Константину перед битвой [6]. Этот рассказ несколько отличается от всех приведенных выше версий. В первую очередь, здесь говорится о том, что это была битва не с Максентием, а с варварами. Еще в этом источнике встречается повествование о таинственном сне, в котором император видел знамение Креста с надписью, повелевавшей побеждать силой Крестного знамения. Но особенностью этого свидетельства является то, что, по утверждению автора, после победоносного вхождения императора в Рим он вместе с матерью своей Еленой, детьми и многими другими людьми был оглашен и принял крещение от римского епископа Сильвестра [7].

В Пасхальной хронике приводится несколько иная история относительно рассматриваемого предмета. Там речь идет о битве св. Константина с Максентием и о том, каким образом первому удалось победить последнего. Гораздо больший акцент сделан на том, посредством чего была одержана победа, каким образом погиб Максентий. То, каким образом во время этой битвы император обратился к истинной вере, вовсе опускается. Более того, этот источник упоминает только видение знамения на небесах, относительно видения Христа во сне ничего не говорится [8].

О сонном видении императора Константина перед битвой с Максентием повествует хронист VIII в. Феофан Исповедник. В его хронике мы находим свидетельство  о том, что в шестом часу дня императору было явление Креста на небе. А ночью во сне Сам Господь Иисус Христос явился императору и сказал, что победа возможно при помощи явившегося днем Крестного знамения [9]. Вера императора выразилась в конкретном поступке – устроении Креста, который воины взяли с собой в сражение. Следует обратить внимание на то, что в свидетельстве этого хрониста речь также идет о двукратном откровении.

Повествование о таинственных знамениях, виденных императором и его войском перед решающим сражением, имеется и в сочинении византийского хрониста IX в. Георгия Амартола. Здесь тоже речь идет сначала о видении Креста днем на небе со словами «En touto nika». Затем повествуется о явлении Христа во сне, повелевшего императору побеждать силой знамения, виденного днем [10]. Согласно этому свидетельству, император спросил своих воинов о том, видели ли и они чудесное знамение на небе, на что последние дали положительный ответ. Нет никаких оснований отрицать, что эта деталь служит сильным аргументом в пользу достоверности истории.

В некоторых поздних источниках можно встретить лишь упоминание о явлении святому Константину Креста на небе. К таким источникам относятся сочинения Симеона Логофета [11], Иоанна Зонары [12] и патриарха Фотия [13]. Следует отметить, что в некоторых источниках, принадлежащим перу языческих авторов, где речь идет о битве Константина и Максентия, вообще ничего не упоминается ни о чудесном видении Креста на небе, ни о ночном явлении Спасителя [14].

Таким образом император Константин повел воинов в бой под знамением Креста. Знамение, которое воины видели на небесах с надписью «Сим побеждай», стало ступенью к вере в Бога для тех, кто до этого не верил в чудесную силу Креста Господня, и укрепило в надежде на помощь свыше тех, кто до этого уже был христианином.

Римляне с благодарностью восприняли победу императора Константина и освобождение от тирана Максентия, почему впоследствии в знак своей благодарности они возвели триумфальную арку, на которой была сделана надпись: «impcaesflconstantinomaximopfaugustospqrquodinstinctudivinitatismentismagnitudinecumexercitusuotamdetyrannoquamdeomnieiusfactioneunotemporeiustisrempublicamultusestarmisarcumtriumphisinsignemdicavit» [15].

Таким образом, даже язычники признали, что победа была одержана императором с помощью божества, хотя не все из них впоследствии стали христианами или вообще  одобряли приверженность своего императора к христианству.

Подводя итог анализу приведенных выше источников, следует заключить, что обращение Константина Великого во время битвы с Максентием происходило в несколько этапов. Первым этапом было видение Креста на небе. Вторым этапом было явление Спасителя во сне. Третьим этапом был разговор со священниками, которые разъяснили значение видений. И заключительным этапом стала сама битва и победа, в которой император исполнил повеление Господа, полученное во сне. Это позволяет создать целостную картину данного исторического события, в котором к вере во Христа пришел не только император. По свидетельству Евсевия Кесарийского и некоторых других историков, чудесное видение Креста на небе видели воины из отряда св. Константина. Это обстоятельство представляется важным в вопросе о достоверности истории обращения императора Константина. Если учесть, что официальной религией на тот момент было язычество, а христианство еще имело в глазах язычников негативный оттенок, то, с одной стороны, увиденное воинами могло послужить хорошим объяснением действий императора во время битвы, и причиной их личного обращения к Христу – с другой.

В действительности невозможно переоценить этот исторический факт, который изменил не только жизнь императора, но стал причиной перерождения и преображения древней Римской империи. Победа равноапостольного Константина, с которой связано его обращение, в действительности имела для него не только политическое, но еще и духовное значение. Религиозный перелом, случившийся в сознании императора в ходе этой победы, стал причиной политических и религиозных преобразований имперского масштаба. Именно с этого момента начинается новая эпоха в жизни языческой Римской империи, эпоха плодотворного взаимодействия греко-латинской культуры и христианства. Император нашел в себе достаточно сил, мужества и политической мудрости для того, чтобы донести до жителей своей империи красоту, глубину и силу христианства. Благодаря его деятельности был заложен прочный фундамент христианской Византии, откуда светом Христова Евангелия была впоследствии просвещена Русь и многие другие страны Европы. В такой перспективе подвиг равноапостольного Константина приобретает свои истинные очертания и значение как для истории Православной Церкви, так и для мировой истории в целом.

Примечания
1Euseb. Vita Constantini.1, 28:1-2. TLG. 2018/20. Русский перевод цит. по: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного царя Константина. СПб. 1849. С.78.
2. Там же. С.78.
3. Там же. С.80-81.
4Lact. De mortibus persecutorum 44, 14–18. SC 39.
5. Sozom. Hist. eccl. 1, 3:1-3:2. TLG 2048/1.
6Ioann. Malalas. Chronographia. 316,-317. TLG 2871/1.
7. Там же.
8. Chron. Pasch. 520-521. TLG 2371/1.
9Theoph. Conf. Chrongraphia. 14:1-6.
10Georg. Mon. Hron. 110, 585-588. TLG 3043/2.
11. Symeon Logoth. Chronic. 83, 21. TLG 3070/1.
12. Zonaras Ioann. Epitom Historiarum. 3, 1-12. TLG 3135/2.
13. Phot. Bibl. 256, 470a :13-470a :31. TLG 4040/1.
14См.: Zosimus. Historia nova. 2, 16-17. TLG. 4084/1. или: Eutrop. Breviarium ab urbe condita. 10, 4. TLG 2236/1.
15. Значение надписи следующее: «Сенат и жители Рима посвящают эту арку, украшенную триумфом, императору и цезарю Флавию Константину, величайшему благочестивейшему и блаженному августу: так как он со своей армией вдохновленный божеством и величием своего ума освободил Рим от тирана и его последователей».

Об авторе: В. Е. Колесов, преподаватель Хабаровской духовной семинарии, выпускник Московской духовной академии

Иллюстрация: История.ру


Церковь, История