Хабаровск православный Журнал Откуда в мире зло и почему Бог не может его уничтожить?

Откуда в мире зло и почему Бог не может его уничтожить?

Информационный отдел Хабаровской епархии

29.04.2020

Часто в период всеобщих скорбей, войн, болезней и других катаклизмов люди спрашивают: «Откуда в мире зло? Почему Бог, если Он всемогущ, не может его уничтожить?".

Церковь считает, что причина зла коренится в свободе личностных существ - ангелов и людей. «Сердце человека, его любовь, его благодарность и его благословение во власти самого человека, и никто, даже Бог, не в силах заставить человека любить, благоговеть и быть благодарным.  Потому что любовь, и все что из нее рождается, - эта предельная свобода».

Откуда же появилась зло? Святой Антоний Великий так ответил на этот вопрос: Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог: по свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.

Любить можно только свободно; дар свободы воли - это дар любви Божией человечеству. Поэтому, говоря о зле, мы не можем говорить о том, что зло обладает собственной вечной природой. Такого зла не существует.

Зло не есть существо или субстанция, это скорее извращение воли. Зло подобно ране на человеческом теле, подобно болезни. Оно может только паразитировать на благой природе созданной Богом, самостоятельные же природы оно не имеет.

Святой Антоний продолжает: «Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди и грязнота к телу.  Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог не произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку».

Итак, зло не является ни природой, ни природным свойством, оно коренится в свободной воле разумных существ, злоупотребляющих свободой. Упразднение зла означало бы уничтожение каждой морально ответственной личности. Господь Бог - Спаситель поэтому Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет.3:9).

 



Церковь, Вера, Человек