Первый проректор Хабаровской семинарии выступил «антилектором» по Левиафану
Светлана Гаврилова. Фото: Андрей Якимчук19.02.2015
18 февраля 2015 года состоялась антилекция, темой которой стало обсуждение фильма Александра Звягинцева «Левиафан». Начиналась она спокойно, даже вяло, но в итоге вылилась в бурную дискуссию. Ведущими «антилекторами» выступили проректор Хабаровской духовной семинарии, епископ Бикинский Ефрем и преподаватель истории культуры в ДВГГУ Наталья Рудь.
Практически каждый фильм режиссера Звягинцева становится событием мирового масштаба. Но «Левиафан» вызвал очень мощную ответную реакцию в обществе. Зрители разделились на два лагеря: одни восхищаются режиссером, с безжалостностью хирурга показавшего нутро нашей жизни, другие обвиняют его в поклепе на российскую действительность и чуть ли не в измене Родине.
- Мы собрались здесь обсудить не столько сам фильм, сколько реакцию на него. Это фильм-притча, который вызывает в человеке вихрь мыслей и побуждает к действиям, - высказалась Наталья Рудь.
Поначалу собравшиеся только слушали, но постепенно расшевелились и начали задавать вопросы, выражать свое мнение и эмоции, оставшиеся после просмотра фильма. Возник вопрос: а что есть Левиафан по сути своей?
- Библейский образ левиафана присутствует в этом фильме в разных образах. Пустота, серость, мертвенность – вот его воплощение на экране, - ответил епископ Ефрем. – В жизни зло, как некая материальная субстанция, не существует. Есть деяния людей, совершенными ими под воздействием плохих мыслей и желаний.
Среди вопросов, порожденных фильмом, был и такой: до какой предела человек должен покорно терпеть испытания и невзгоды, несправедливое отношение к нему? В какой момент можно поднять голову и дать отпор злу?
- Приди главный герой фильма ко мне, я посоветовал ему не связываться с теми, кто пытается причинить ему зло. Христианство учит любить врагов своих, но гнушаться теми, кто живет неправедно. Гнушаться – то есть не иметь с ними ничего общего, дабы они не могли распространять свое неправедное понимание жизни среди людей, - объяснил епископ.
В «Левиафане», как в зеркале, каждый увидел что-то свое, только ему доступное. Отдадим должное режиссеру: ему удалось создать фильм, поднявший серьезные проблемы, фильм, который забудут не скоро.