Хабаровск православный Журнал Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы. Часть 3

Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы. Часть 3

Протоиерей Владимир Вигилянский

24.01.2008

90-годы были отмечены созданием уникального для вселенского Православия документа, принятого на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Работа его велась специальной комиссией, созданной по решению Архиерейского собора 1994 года. Практически все главы «Основ» предварительно обсуждались с экспертными группами ученых и специалистов самых разных областей знания. Документ состоит из 16 глав, в которых формулируется отношение Церкви к государству, политике, экономике, праву, науке, культуре, нравственности. В определенной степени «Основы» стали ответом Церкви на вызовы современного общества, ответом на многие голословные обвинения антицерковных публицистов в том, что в современной Русской православной Церкви якобы заложено тяготение к тоталитаризму, фундаментализму, национализму, шовинизму, чуть ли не к фашизму. После принятия социальной доктрины Церкви, мягко говоря, странно выглядят утверждения антицерковных сил, что якобы Церковь стремится к слиянию с государством, пытаясь заменить собой коммунистическую идеологию.

»Основы социальной концепции» – документ незавершенный. В ряде его мест подчеркивается, что в связи с изменениями общественных условий отдельные положения концепции могут развиваться и совершенствоваться.

К началу нового тысячелетия окончательно сформировались принципы соработничества и социального партнерства Церкви и государства. При этом надо помнить, что Церковь и государство несут в мире различные служения, что их цели и задачи на каком-то этапе могут совпадать, но они различаются по своей природе. Церковь преследует, прежде всего, духовные, религиозные цели, и миссия Церкви не ограничивается ее общественной деятельностью.

»Сферы соработничества Церкви и государства, – сказал в своей речи Патриарх на Архиерейском соборе 2004 года, – это, прежде всего, миротворчество, укрепление духовно-нравственного здоровья личности и общества, воспитания детей и юношества, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах, об узниках, поддержка национальной культуры». Кроме этого, к общим задачам Церкви и государства относятся проблемы сохранения памятников истории и культуры, противоборство религиозной и расовой нетерпимости. Но самый насущный компонент партнерства, понятный каждому человеку, - это проблема социальной защищенности граждан РФ.

Каждого, кого интересует просветительская и социальная деятельность Церкви, может ознакомиться с цифрами, которые ежегодно публикуются в церковных СМИ.

В 2006 году в РПЦ на своем обеспечении было 113 церковных приютов, 1433 социальных учреждений (дома престарелых, богадельни, сестричества милосердия, благотворительные столовые, реабилитационные центры для наркозависимых). Церковью окормляются 2867 больниц, 1578 детских домов, 1892 иных социальных учреждений, 2072 воинских частей, 1198 исправительных учреждений.

За каждой из этих сухих цифр стоит огромная организационная, физическая, интеллектуальная и духовная работа священнослужителей, требующая поистине жертвенного служения. Всю эту работу приходилось начинать с нуля. Не хватало не только денег – за 70 лет были утеряны многовековые традиции социального служения. А ведь каждому священнику нужно еще и восстанавливать свой храм, и совершать богослужения, и заботиться о своей семье. При этом церковнослужителей, как я уже говорил, на всю Русскую Православную Церковь, считая Россию, Украину, Белоруссию, Молдову, дальнее Зарубежье, сегодня немного – всего около 30 тысяч (26 540 священников и 3 301 диаконов) человек, половина из которых несет свое служение в РФ. По сравнению с другими социальными группами и профессиями духовенство в России занимает позицию в нижней части таблицы перечислений профессиональных сообществ.

Еще немного церковной социологии.

На 2007 год в РПЦ 142 епархий и 189 архиереев, 27 942 приходов и 29 751 священнослужителей, 732 монастыря, около 400 монастырских подворий и скитов, более 16 тысяч монашествующих. Образование: 5 духовных академий, 4 вуза, 37 семинарий, 38 училищ, 200 православных гимназий и лицеев, около 10 000 воскресных школ, 11 184 общеообразовательных школ, в которых преподаются предметы духовно-нравственной направленности.

Для сравнения приведем данные, оглашенные на Поместном соборе 1988 года: 76 епархий и 74 архиерея, 6 893 приходов (в РСФСР – 2 062, на Украине – более 4 000), 6 674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии.

К сожалению, церковная социология до сих пор является способом манипулирования общественным мнением. Главным объектом этих манипуляций является вопрос о количестве православных.

Ответ на него всегда под рукой. Однако диапазон цифр, предлагаемый социологами, колеблется от 1 % до 85 % населения Российской Федерации. В зависимости от того, какую цель преследует политик, публицист, государственный чиновник, религиозный деятель и т.д., и называется то или иное число. Убедительные подтверждения любой цифры, взятой из этой безмерной шкалы, мы можем отыскать в многочисленных статистических исследованиях и социологических опросах, проведенных за последние 15 лет.

Как церковный журналист, анализирующий светскую прессу о Церкви, я не раз сталкивался с недобросовестными публикациями на эту тему. Некоторые лица, не заинтересованные в возрастании роли Православия в государстве и обществе, прибегают к низшим показателям статистики: мол, религиозный фактор в общественной и политической жизни страны можно и не принимать во внимание, поскольку ходят в Церковь не больше полутора миллионов прихожан (на 15 тысяч храмов в России – в среднем, по 100 человек на приход), т.е. всего лишь 1 % населения.

Впрочем, чаще называется другая цифра – 3 %, причем раньше ссылались на нее только светские исследователи, но к сегодняшнему дню она настолько утвердилась в сознании людей, что ею стали пользоваться церковные публицисты.

В этих случаях речь идет о тех людях, которых принято считать воцерковленными. Принципы воцерковленности для каждого исследователя – тоже самые разные. Одни социологи (самые строгие) считают, что церковные люди – это те, кто с большой мерой сознательности относится к своей вере, кто посещает церковь каждое воскресенье и каждый большой церковный праздник, кто знает церковные догматы и наизусть известные молитвы, кто не смешивает веру в Бога с суевериями, кто читает Евангелие и церковную литературу и тому подобное. Другие – не так строго судят о прихожанах, им достаточно того, что люди участвуют в церковных таинствах: венчаются, крестят своих детей, соборуются, исповедуются и причащаются.

На другом полюсе находятся те социологи и публицисты, которые оперируют совсем другими цифрами. По аналогии исчислений количества мусульман или католиков, они считают, что любой русский – это православный, поляк – всенепременно католик, араб – несомненно мусульманин, а любой армянин – член Армянской церкви. Здесь применяется этнический принцип исчислений. Именно отсюда появляется цифра 85 %.

Более строгим в научном смысле является подход, при использовании которого в опросах спрашивают людей об их религиозной принадлежности. В зависимости от того, как поставлен вопрос, получаются цифры от 50 % до 70 %. Причем, иногда сюда попадают люди, которые также считают Православие элементом своей национальной самоидентификации. Среди них даже попадаются и такие, которые себя причисляют к атеистам.

Можно сколько угодно иронизировать по этому поводу, но на самом деле именно эти социологические данные, основанные на более или менее корректных опросах (сейчас в России устоялась цифра 52-55 %), должны стать определяющими в решениях законодательной и исполнительной власти. Игнорировать православную направленность большинства населения страны было бы не только неправдой, но и большой ошибкой. Именно так и расценила политику президента США Билла Клинтона, занижавшего или даже не принимавшего во внимание религиозный фактор в общественной жизни России, команда американских политологов, готовивших предвыборную внешнеполитическую доктрину Дж. Буша.

В докладе Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего» (т.н. «Проект-2020») прогнозируется, что «в течение ближайших 15 лет религиозная идентичность, скорее всего, будет становиться всё более значимым фактором самоопределения человека». При этом, наряду с негативными последствиями, подчёркивается позитивная роль религиозных организаций в создании «социальной структуры, предоставляющей своим членам необходимые навыки для выживания в стремительно меняющемся обществе».

Мы ни в коем случае не должны говорить об этом массиве индивидуумов, считающих себя православными, как о людях церковных, но не принимать во внимание чаяния людей, желание их видеть себя в определенном контексте было бы тоже неправильным. Человек, называющий себя православным, тем самым устанавливает для себя определенный ценностный ориентир, более или менее четкие границы своего нравственного и социального бытия, указывает на pro et contra в духовной и идеологической сфере своего существования, вписывает себя в конкретный исторический и культурный план бытия. Отмахиваться от всего этого значит не учитывать факторы, формирующие гражданское общество в России, а в конечном счете – выступать против национальных интересов страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 года, мы читаем: «Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны... Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения...».

В контексте этих слов Концепции становится понятным, почему большинство людей желает введения курса «Основ православной культуры» в государственной школе.

Мое глубокое убеждение – 52-55 % населения имеет право быть услышанными...

Но больше всего баталий среди социологов происходят на почве исчислений собственно прихожан Русской Православной Церкви. Существует целая плеяда ученых, которая с сознанием дела, с пониманием церковных реальностей подходят к этой проблеме. Это в первую очередь исследования В. Ф. Чесноковой, Ю. Ю. Синелиной, Т. Вартазановой, З. И. Пейковой.

По другую сторону баррикад находятся идеи, рассыпанные в работах и выступлениях Иннокентия Павлова, Д. Поспеловского, Д. Фурмана.

Вот данные фонда «Общественное мнение» за 2001 год.

Верующими, исповедующими Православие, считают себя 53 % населения (другие религии – 10 %).

Посещают храм: раз в месяц и чаще – 6 %, несколько раз в год, но не реже, чем один раз в месяц – 13 %, один-два раза в год – 18 %.

Причащаются раз в месяц и чаще – 1 %, несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц – 9 %, один-два раза в год – 8 %. То есть идет речь о 18 % населения, участвующих в православных Таинствах.

Это очень впечатляющие цифры.

Но все эти показатели очень важны для священнослужителей. Именно опираясь на них, мы, священники, должны строить свои программы по катехизации, просвещению верующих людей. Нам очень хотелось бы, чтобы эта многочисленная группа соотечественников, как раз свидетельствующая о религиозном возрождении, и чаще ходила в храм, и чаще причащалась, и регулярно читала Евангелие, и относилась бы к своей вере более сознательно, но требовать от них этого мы не можем: мы понимаем, что беспощадная карательная машина тоталитарно-атеистического государства не только уничтожила десятки миллионов людей, но и страшно покорежила души оставшихся в живых. Лечить эти души нужно осторожно и быть в нынешней ситуации к ним более снисходительными, чем требовательными. Ведь Библии и Евангелия только в последнее 15 лет разошлись в десятках миллионов экземпляров по России, только совсем недавно после 70-летнего перерыва возродилось религиозное просвещение – создались в половине всех городских и поселковых храмах, а также при монастырях воскресные школы, открыты сотни богословских курсов, училищ, семинарий, институтов, университетов, духовных академий. Работа над воцерковлением людей должна быть рассчитана на десятилетия.

Для всех же остальных – политиков, историков, социологов, обществоведов, чиновников и т.д. – остается незыблемое число: 52-55 % российских православных людей.

Некоторые социологические опросы показывают весьма интересную тенденцию: Православие становится «городской» религией, более «мужской», «образованной» и «молодой». Молодая православная интеллигенция – это надежное во всех смыслах, неиспорченное поколение. Это люди, живущие в нравственном отношении по Божиим законам, стремящиеся к созданию крепких многодетных семей, относящиеся к своему делу ответственно, видящие в своей научной или служебной карьере возможность бескорыстно отдать людям свои знания и способности, а не потребительски использовать свое положение. У нас много говорят о создании в стране гражданского общества, так вот нынешние христиане – это и есть костяк гражданского общества.

РПЦ является самой многочисленной религиозной общиной не только в России, но и в ряде других стран СНГ, старейшим институтом гражданского общества. Ее примиряющее и объединяющее слово не раз спасало страну от междоусобиц. Поэтому немаловажным аспектом ее деятельности становится межхристианский и межрелигиозный диалог, способствующий выработке единых принципов существования религий в секулярном обществе, установление единых взглядов на конфликты и пороки общества. Взаимоотношения с иными христианскими конфессиями регулируются в РПЦ важным документом, одобренным Архиерейским собором 2000 года, «Основные принципы отношения РПЦ к инославию». С другими религиозными организациями РПЦ находится в постоянном взаимодействии и диалоге. Последним крупным событием в этой области был Всемирный саммит религиозных лидеров, организованный по инициативе Патриарха Алексия и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа шейха Аллахшукюра Паша-заде (3-5 июля 2006 г.). Саммит собрал глав и представителей христианских церквей, исламских, иудейских и буддистских общин, посланников индуистской и синтоистской традиций из 49 стран мира. Подобные мероприятия, особенно такого уровня, строятся на уважении к убеждениям и традициям друг друга, демонстрируют приверженность его участников миротворчеству, вырабатывают нравственные устои, противодействующие религиозной и национальной розни, построению несправедливого мирового порядка, вырабатывают принципы искоренения в мире вражды, насилия, терроризма. В своей речи на саммите Патриарх напомнил участникам, что вековой опыт России свидетельствует о том, что люди разных вер могут жить вместе в мире, что в нашем регионе никогда не было религиозных войн, но наоборот, сложился уникальный опыт гармоничного существования разных религий и культур. В итоговом документе Всемирного саммита религиозных лидеров отмечалось, что «человек по природе своей религиозен. С самого начала истории религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности, общественного уклада. Ныне роль веры в современном обществе возрастает, и мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов».

Одним из важных и уникальных проектов РПЦ последних лет стал выпуск многотомной «Православной энциклопедии», первый том которой вышел в свет в 2000 году. Энциклопедия стала не просто одним из многочисленных церковных изданий, но научным центром, которому придан статус синодального отдела. «Православная энциклопедия» призвана объединить разрозненные силы церковной науки, впервые аккумулировать знания, накопленные всей многовековой историей Православия. В работе над этим изданием трудятся тысячи авторов, среди которых не только богословы разных стран, но и ученые «светских» научных центров. К 2008 году выпущены, кроме специального тома, посвященного РПЦ, 15 алфавитных томов до буквы «Д». Этот проект – еще один пример продуктивного соработничества Церкви и государства, общественных и научных организаций, благотворителей.

Из тысяч научных конференций, симпозиумов, форумов, проводящихся под эгидой Церкви, выделяются своей масштабностью ежегодные «Международные рождественские образовательные чтения». За 16 лет этот форум стал самым многочисленным и многосторонним в стране. В его рамках проходят более 100 конференций, семинаров и круглых столов, объединяющих около 7 тысяч интеллектуалов – ученых, работников культуры и просвещения, общественных деятелей и политиков из самых разных уголков страны и зарубежья. Именно здесь находят отражения актуальные проблемы жизни общества в его связях с христианством. В докладах и выступлениях участников формулируются вопросы выживания нашей цивилизации, ценностные ориентиры общества, рецепты выхода из политических и общественных кризисов, законодательные инициативы, способные отстоять права незащищенных слоев населения. Организация и работа «Рождественских чтений» еще раз доказывает, что в стране есть гражданская сила, связывающая свою деятельность с религиозным мировоззрением.

Впервые 15 лет назад именно на «Рождественских чтениях» прозвучало сочетание слов «Основы православной культуры», ставшее камнем преткновения для многих противников религиозного образования.

Однако скандал с преподаванием «Основ» разразился только в 2002 году, когда Патриарх Алексий II на «Рождественских чтениях» призвал вводить ОПК во все государственные школы: «Школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, – способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты. Думается, что пора распространить опыт преподавания «Основ православной культуры» на все государственные школы России. И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ. Православие – вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений. Это жизнь, наполненная любовью ко Господу и к людям, добрым отношением ко всему творению Божию...»

Введение курса «Духовно-нравственной культуры» в государственных общеобразовательных учреждениях вызвало шквал недовольства самых разных структур нашего общества. В СМИ возмущались депутаты, госчиновники, политики, правозащитники, журналисты, учителя, атеисты. Отметились все, кто когда-либо выступал против Церкви.

Любопытно, что аргументация против ОПК почти совпадала, как у крайне правых (Ирина Хакамада и некоторые представители «Яблока»), так и у крайне левых (Геннадий Селезнев и некоторые представители коммунистов). Впрочем, эта позиция совпадала и с советским УК (ср. «духовное растление несовершеннолетних» с высказыванием И. Хакамады о том, что с введением ОПК мы получим «зомбированных, серых людей, способных выполнять команды, но не способных формировать новые идеи»).

Главными орудиями в руках противников ОПК было утверждение, вопреки всем документам и высказываниям представителей Министерства образования и церковных деятелей, что преподавание «Православной культуры» нарушает Конституцию РФ. В основном делается упор на «светский» характер образования. Однако понятие «светский» ни в одном из правовых документов не объясняется как антоним понятию «религиозный». Но дело даже не в этом. Никто из религиозных деятелей не утверждает, что курс «Духовно-нравственной культуры» имеет катехизический или миссионерский характер, наоборот, говорится о культурологическом и религиоведческом его направлении. Но даже если бы родители и их дети потребовали от государственных властей введения сугубо религиозного предмета в школе, это не было бы нарушением законодательства РФ.

Кроме этого, был выдвинут аргумент, делающий акцент на многоконфессиональности и многонациональности России: православная культура якобы посеет рознь между гражданами. В ответ на это раздались объяснения, что в местах компактного проживания иных национальностей, кроме русского, может изучаться исламская, буддийская, иудейская культура. Некоторые резонно спрашивали «противников», почему православная культура, которая лежит в основе истории нашего общего государства и является живительным истоком для значительного большинства его населения, может быть оскорбительной и враждебной для жителей, исповедующих иную религию или принадлежащих иной культуре. Однако практика преподавания ОПК во многих регионах пока не привела ни к одному национальному и межконфессиональному конфликту, да и многие лидеры религиозных объединений, в конце концов, поддержали православную общественность в ее желании обучать детей своей культуре.

Такое же законодательное право имеют граждане практически всех стран Европы, где также проживает немало людей, принадлежащих к иной культуре и исповедующих иную, отличную от христианства, религию. Но ни о каких конфликтах там мы ничего не слышали.

Кстати, правозащитники в своем стремлении ограничить роль Православной Церкви в России часто ссылаются на законодательный и гражданский опыт «цивилизованных» стран Западной Европы. Религиозное обучение в этих странах значительно глубже, шире и богаче, чем в Российской Федерации. Во многих этих странах религиозное обучение имеет даже обязательный характер (например, в Германии – в 13 из 16 земель).

Летом 2007 года было инспирировано письмо академиков, призванное авторитетным голосом ученых нейтрализовать гражданскую инициативу большинства населения страны. Вслед за академиками в бой ввязались наши правозащитники, опубликовавшие 1 августа 2007 г. Заявление, в котором говорится о серьезной опасности «атакующего Конституцию клерикализма». Наметившиеся в обществе тенденции взаимодействия с Церковью они называют «прямым путем к уничтожению демократии и к распаду страны». По их словам, «под видом религиозного возрождения, в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти». «Эти идеи постоянно используются властями для обоснования сворачивания демократии, оправдания милитаризации», «Россию пытаются превратить в плацдарм для атаки на ценности просвещения и гуманизма. В заявлении говорится также о некоем «проекте по превращению России в «православную цивилизацию», который «утопичен» и «опасен», поскольку «не может осуществляться без насилия».

Это заявление выводило дискуссию между верой и знанием, религией и наукой в другую плоскость – плоскость политических обвинений. За словами правозащитников, по сути дела, стоял призыв к новым репрессиям на религиозной почве. Исходя из логики правозащитников, любой церковный человек объявлялся врагом народа.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться – это эпохальное событие в жизни не только Церкви, но и всего российского общества, произошедшее в мае 2007 года, – воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, которое многими воспринимается как чудо. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами, в первую очередь революцией 1917 года и разразившейся вслед за ней гражданской войной, исцелилась рана, которая кровоточила 85 лет. Знаменательно, что глава Российского государства В. В. Путин отметил, что это событие «поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения». Президент подчеркнул, что возрождение церковного единства – «это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера». Этому событию предшествовала огромная работа, которая велась Патриархом и предстоятелем РПЦЗ митрополитом Лавром. Впервые вопрос о воссоединении прозвучал на Поместном соборе 1990 года, на котором произошло избрание Патриарха Алексия II. Теперь уже ясно, что без усилий Патриарха воссоединение осталось бы только мечтой. В этом контексте вспоминаются слова Патриарха в день его избрания, которые мы цитировали в начале: «Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой...»

В наш век предательств, разделений, расколов, противостояний подписание Акта о воссоединении – еще одна яркая иллюстрация того, что Русскую Православную Церковь несет в себе потенциал оздоровления нации. Не случайно в газете «Фигаро» в дни пребывания Патриарха Алексия во Франции (октябрь 2007 г.) вышла передовица, в которой РПЦ была названа «самым стабильным институтом» в РФ.

Источник: Религия и СМИ

Фото: Благовест-инфо


Новости