Хабаровск православный Журнал «Со старинной фотографии на нас смотрит наш святой!»

«Со старинной фотографии на нас смотрит наш святой!»

Информационный отдел Хабаровской епархии.

04.04.2025

Со старинной портретной фотографии на нас смотрит хорошенький мальчишка двух лет, чуть неуверенно прижимаясь к своему папе – священнику. Это снимок сделан в известном в Хабаровске фотоателье японца Ичидзи Такеучи. На фото – священномученик Леонид Серебренников со своим старшим сыном Сережей.

Это фото, как и другие, опубликованные здесь, нам предоставила правнучка сщмч. Леонида - Наталья. Комиссия по канонизации святых Хабаровской епархии, продолжая добывать сведения о новомученике Леониде и его семье, делится проделанной работой.

- Напасть на след родственников нашего святого помог Алексей Владимирович Святенький, генеалог, член Совета Приамурского историко-родоведческого общества, - рассказали члены Комиссии. – По довольно скудным данным удалось найти след дочери святого – Татьяны, о которой мы узнали в феврале этого года. Знали, что она родилась в Лермонтовке в октябре 1917 года. Знали, что ее крестными были родные брат и сестра матушки Ксении. Помогло чудо.  Дальше членам епархиальной Комиссии нужно было установить контакт, понять – знают ли потомки о том, что их прадед священник, да еще и святой, захотят ли общаться! К счастью, правнучка сщмч. Леонида с радостью поддержала диалог, пролив свет на некоторые до сегодняшнего дня скрытые от нас моменты.

- Память об отце Леониде бережно хранилась у нас в семье. У него и его жены Ксении Даниловны было двое детей - Сергей и Татьяна. Ксения Даниловна - моя прабабушка – была сельской учительницей. Я много разговаривала с ней, была с ней близка. Ксения Даниловна прожила очень долгую жизнь, через которую она пронесла память о своем муже – священнике Леониде Серебренникове. Когда ей пришла весть об убийстве отца Леонида, о том, что он был избит, утоплен, а на льду у проруби еще были долго видны следы его босых ног, это обрушилось на нее страшным горем. Она горела желанием его перезахоронить, так как слышала, что над могилой и после смерти продолжали глумиться. Ей хотелось похоронить батюшку в селе, где жили верующие казаки. Но тут произошло первое чудо: к ней приехала прихожанка храма, где служил сщмч. Леонид и сказала, что батюшка явился к ней во сне и настоятельно просил передать, чтобы она не делала то, что задумала, а срочно уезжала с детьми, чему матушка подчинилась, уехав в центральную Россию. Ксения Даниловна, имея образование педагога, не стала работать в советской школе, так как не могла смириться с тем, что в там преподают безбожие. Она была верующим и неунывающим человеком, но расспросы об отце Леониде всегда вызывали у нее слезы, она не могла об этом спокойно говорить.


Татьяна и Рафаил

Члены комиссии по канонизации святых Хабаровской епархии задались вопросом: где была матушка с детьми на момент гибели сщмч. Леонида? Ответ нашелся в Российском государственном архиве Дальнего Востока, а, именно, в сохранившемся документе – рапорте отца Леонида правящему архиерею Евгению Зернову, где он просит разрешить ему снова приступить к пасторским обязанностям в Покровском храме села Лермонтовка, поскольку он уезжал, спасая свою семью от «последнего большевистского гонения». «Я радуюсь, что есть опять возможность послужить Церкви Христовой!» - пишет сщмч. Леонид.  Эта радость перерастет в подвиг веры – смерти за Христа и Его Церковь. Прекрасно понимая, чем грозит ему возвращение в село и на приход, сщмч. Леонид делает это, несмотря на угрозы, на расправы над священниками, которые уже охватили Приморье и Благовещенск, и, как мы видим из документа, написанного его рукой, делает это с радостью!

- По рассказу моей прабабушки Ксении отца Леонида мучили и потом утопили в проруби, надеялись, что таким образом скроют преступление, а он всплыл в полынье, - рассказала Наталья. – Знаю, что бабушку Ксению с детьми прятали у себя крестьяне, но не знаю, кто они.

Вернемся в 1919 год, в день после убийства батюшки: его тело обнаружила тетя одного из местных жителей, которая утром пошла к проруби за водой. Односельчане выловили его и похоронили, но не на кладбище, так как это не разрешила сделать захватившая село власть, а возле храма. Могила осталась безымянной, однако до сих пор многие жители села указывают на возможное место захоронения…

На вопрос, как сложилась судьба детей сщмч. Леонида, Наталья рассказала следующее:

- Сын Сергей был очень талантливый, он изобрёл комбайн и чертеж отправил в Москву, где его высоко оценили, но поехать на защиту проекта не пришлось - он умер от туберкулёза. Дочь Татьяна рано вышла замуж. Она была очень красивой женщиной, одарена многими талантами, одним из которых была любовь к людям. Она освещала жизнь многим, кто был с ней. Она умела вкусно готовить, любила кормить, в детстве я помню, что за столом собиралось много родных. Она умела лечить простыми средствами. У Татьяны Леонидовны был любящий муж Рафаил - талантливый инженер на военном заводе. За изобретение радара он был удостоен Ленинской премии. Дедушка писал стихи, посвящая их моей бабушке, рисовал маслом картины и всегда нежно называл её Танечка. У Татьяны Леонидовны было двое детей: моя мама Нина и Владислав, отец моего брата Алексея. Из всех остались только мы с ним.  Я горжусь, что похожа на мою бабушку Татьяну. У меня ликование в душе и огромная благодарность всем, кто принял горячее участие в воскрешении памяти о моем прадеде - священномученике Леониде, - говорит Наталья. – Комиссия по канонизации святых из Хабаровска провела огромную работу! Я уже ознакомилась со статьями, сюжетами на телевидении, выставками, роликом в стиле песочной анимации и даже частично увидела кусочки из детской книги про отца Леонида. Все это – большая работа! Удивительно, что, не располагая фотографией отца Леонида, и иллюстратор детской книги и монахиня из Хабаровского Петропавловского монастыря написали его очень-очень похожим и в книге, и на иконе. Это удивительно!

Работа по сбору информации о священниках, и уже прославленных, и еще не прославленных ведется Комиссией по канонизации святых Хабаровской епархии на постоянной основе, практически каждодневно, ведь по словам Святейшего Патриарха Кирилла – это наш долг, это наш венок на их могилы!

Священномученик Леонид Серебренников и матушка Ксения.



Новости, Комиссия по канонизации, Новомученики