У лукоморья дуб зеленый или выходной в понедельник
Виктория Киянова.14.11.2012
Когда-то давным-давно в школе на уроке литературы в пятом классе мы изучали творчество нашего великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. И вступление к поэме "Руслан и Людмила" задали выучить наизусть.
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...
Волшебные, удивительные строчки! Но каково же было наше возмущение, когда мальчишки начали нам, девочкам, рассказывать свой вариант вступления к поэме:
"У лукоморья дуб спилили, кота на мясо зарубили.." ну и так далее. И наш праведный гнев мог обрушиться на них в виде удара портфелем. А вот теперь и мои дети рассказывают новый вариант начала поэмы. И этот новый вариант отражает реалии нашей жизни. Не буду его здесь печатать, но больше всего мне понравились вот эти строчки: "Там тридцать два богатыря в помойке ищут три рубля, а тридцать третий богатырь пошел молиться в монастырь". Устами младенцев глаголет истина. Уж если дети в школе, "гаишники" на дорогах ( по материалам книги архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые"), врачи в больницах ( от врача-хирурга слышала, как он перед операцией говорил своей пациентке: "Да, я врач, но не Господь Бог!") говорят о Боге, то наступили перемены в обществе, в сознании наших людей. И появляется надежда, что если из 33 богатырей один пойдет молиться, то не оскудеет наша земля. И будут за нас молитвенники. И еще один случай вспоминается. Как-то лет восемь назад купила я в обычном книжном магазине книгу под названием "Рождество и Пасха в детской литературе" и показала ее своей соседке. Этой пожилой женщине в то время было за 80, и она более 40 лет ходила в храм. И когда я рассказала о том, какую книгу купила своим детям, то увидела слезы на ее глазах. "И что здесь такого?"- спросила я. "Да как же ты не понимаешь? Это ведь так хорошо, когда такие книги продают в магазинах. А я помню такое время, когда в стране выходной день был понедельник, а не воскресенье. Так специально сделали, чтобы люди в воскресенье в церковь не ходили, про Бога забывали". Теперь я удивилась в свою очередь. Мы уже и забыли о тех временах, когда Церковь была в гонении, когда были закрыты храмы, а в те, что еще действовали, ходили, в основном, старушки. В наследство от этой рабы Божией Софии, когда она умерла, мне достались несколько толстых тетрадей. А там: молитвы утренние и вечерние, акафисты, величания к праздникам, высказывания святых отцов...Все это доставалось, переписывалось, перепечатывалось и бережно было хранимо. Это нам сейчас так легко пойти и купить Библию, Псалтирь, молитвослов. Пойти на службу, помолиться, причаститься. Нужно только преодолеть собственную лень. А тогда это было сделать очень трудно. Сейчас старые храмы открыты. Строятся новые. Это нужное дело. Но храмы эти должны наполняться людьми, любящими Бога и желающими для Него поработать. И наша задача- помочь возвращению всех крещеных людей к полноценной жизни, жизни с Богом и по Его заповедям. А, особенно, помочь вернуться в церковь нашим близким.
А, возвращаясь к Пушкину, скажу: любят у нас Александра Сергеевича, любят. И закончить свою статью я хочу стихотворением Пушкина, вернее, его поэтическим переложением Молитвы Господней:
"Отец людей, Отец Небесный,
Да имя вечное Твое
Святится нашими устами,
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспосли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукаваго прельщенья
Избави нас".