Хабаровск православный Журнал Вербное воскресенье — один из самых трагичных праздников

Вербное воскресенье — один из самых трагичных праздников

Игумен Ефрем (Просянок)

26.03.2010

В нынешний воскресный день православные христиане вспоминают вхождение Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Этот праздник является переходящим, то есть ежегодно он приходится на разные даты, так как празднуется за неделю до праздника Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Кочующая дата праздника связана с тем, что Православная Церковь вспоминает события последних дней земной жизни Спасителя в строгой хронологической последовательности.

Итак, что же произошло за шесть дней до Пасхи в последний год жизни Христа?

Наш Господь совершил великое чудо — воскрешение из мертвых Лазаря, который был жителем предместья Иерусалима — Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии, как только лишь о земном царе, великом вожде, как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка.

Что означало воскрешение Лазаря из мертвых? Ответ прост: всеобщее воскрешение и день Страшного Суда. Воскрешение Лазаря произошло на четвертый день после его смерти. Вполне понятно, что тело уже начинало разлагаться. Но его восстановление из мертвых было не просто возвращением его к жизни, но как бы воссозданием его вновь, то есть — образ того, как Господь воссоздаст в будущем тела умерших из праха. Но, дорогие друзья, Лазарь был возвращен к земной жизни и еще прожил несколько десятилетий. А всеобщее воскресение мертвых будет не только воскрешением, но и преображением, одухотворением человеческих тел. Воскресение мертвых станет началом вечной жизни, не имеющей конца, и будет победой над смертью.

Далее Иисус Христос повелел Своим ученикам приготовить двух животных для Его входа в Иерусалим — ослицу и молодого осленка. Что это означало? В то время цари в мирное время употребляли этих животных для своих поездок по стране. Конь означал военные сборы. На коне отправлялись в походы. Иисус Христос сел на молодого осленка в знак того, что Он несет с собой мир, что Он — Царь Мира. Святые Отцы говорят также, что ослица символически знаменует собой иудейский народ, а молодой осленок — языческие народы, которые склонили главу под благое иго Христа Спасителя, приняли учение Его, запечатлели в сердцах своих. Жители Иерусалима с радостью встречали Христа, ибо весть о воскрешенном Лазаре дошла до слуха каждого жителя этого города, и народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит народ от врагов. Поэтому Христа встречали с пальмовыми ветвями и восклицанием «Осанна Сыну Давидову!», то есть, «Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев!» Но вместо этого Христос вступает в Священный Град, тихо восходя к Своей смерти.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, изображает и Второе Пришествие Его на землю. Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет окруженный ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, и мы празднуем его, вспоминая, что Господь придет судить всех от века живших людей, и к этому событию все мы должны готовиться так, чтобы встреча с Ним была радостной, и мы смогли бы искренне воскликнуть: «Осанна! Слава Тебе, Господи!»

Праздник Входа Господня в Иерусалим, который мы совершаем в это воскресенье, называют одним из самых трагичных праздников церковного года. Казалось бы — все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; Его встречают ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя. Но Христос вступает в Священный Град ради крестных страданий и смерти тихо... Вся последующая неделя, которая называется Страстной, будет посвящена воспоминанию и переживанию страданий Господа ради каждого из нас. Но что завещал нам Христос Своей смертью? Он завещал нам жизнь; Он нас научил тому, что нет ничего, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле. Он научил нас тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он научил нас тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: «Приди, Господи, и помоги!» Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которые ничем не заполнить. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.

Впереди Страстная неделя. По древней церковной практике на этой неделе принято полностью прочитывать Евангелие, вспоминая всю земную жизнь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Каждому из нас следует учесть это. И пусть данная неделя будет для нас неделей нашего облагораживания, ибо ради каждого из нас Христос пролил Свою Кровь на Кресте и ради каждого из нас Он воскрес, победив вечную смерть. Но можно ведь и лишить себя плодов этого великого Христова подвига. Да укрепит нас Господь в благих намерениях!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 27 марта 2010 года.


Церковь, Богословие