Хабаровск православный Журнал Молодёжка по средам:«Бог в душе»

Молодёжка по средам:«Бог в душе»

Отдел по работе с молодежью Хабаровской епархии.

06.06.2012

Как часто мы с вами слышим это возражение в ответ на предложение родным или близким поучаствовать в Божественной литургии, Таинстве, в жизни Церкви. В этот раз на Евангельских беседах, которые проводил иерей Андрей Долгополов, мы решили затронуть вопрос, что значит «у меня Бог в душе» и как правильно реагировать на это высказывание?

Но начнем по порядку. Выделяем наиболее запомнившиеся моменты из прочитанного отрывка Евангелия от Марка 8:22-26. В нем говорится об исцелении слепого. Обычно Господь  во время исцеления прикасается к больному, это можно рассматривать как средство для зарождения веры в человеке. Так и на этот раз Иисус «плюнув ему на глаза, возложил на него руки» (Мк. 8:23). Святитель Василий Кинешемский пишет: «Человеку несравненно легче поверить в возможность выздоровления, когда он чувствует прикосновение к больному месту. Простое слово или взгляд не могут произвести такого действия равной силы… Прикосновение к ране или пораженному органу гораздо яснее и красноречивее говорило о любви и участии Господа к страждущему человеку, чем могло это выразить слово».

Этого человека Иисус вывел из селения и исцелил только со второго раза. Для чего Он так поступает? Как мы выяснили – для укрепления веры. После первого прикосновения Господь спросил у больного, что он видит? Он ответил, что видит «проходящих людей, как деревья» (Мк. 8:24). И только после второго возложения рук человек прозрел полностью.  Именно этот эпизод подвел нас к размышлению о фразе «Бог в душе». Ведь он является символом слепоты духовной.

Святитель Василий Кинешемский выделяет 2 вида духовной слепоты: слепоту веры и слепоту любви. Отрывок об исцелении слепого вбирает в себя оба смысла. Но остановимся на слепоте веры, именно к нему можно отнести ответ людей, которые не желают участвовать в жизни Церкви, утверждая, что у них «Бог в душе». «А где же еще? — спросите вы. - Конечно, Господь пребывает в душе». «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:56). Да, если мы причащаемся Тела и Крови Христовых, тогда Господь в нас и мы в Нем. Но как человек, который не участвует в Таинствах Церкви, может говорить, что у него «Бог в душе»?

Отец  Андрей поделился своими соображениями, как можно отвечать человеку, который думает именно так. «А какой Бог в твоей душе?», — спросим мы у него. И здесь слова закончатся, люди даже не могут сказать как Его имя. «А не с рогами ли он у тебя?», — предположим мы. Естественно, мы понимаем, что это просто отговорка. Это нежелание что-либо менять в своей жизни, работать над собой. Это нежелание идти к Богу. Это яркое проявление слепоты веры.

Обратимся к Василию епископу Кинешемскому: «Духовная слепота поражает душу, калечит ее, заставляя жить неполною, половинчатою жизнью, и совершенно останавливает ее духовное развитие, ведет к гибели и разложению. Слепота веры, состоит в том, что для человека совершенно закрыт и непонятен мир духовный, то есть мир духовных существ и духовных переживаний в общении с ними. Человек его не знает, не видит, не чувствует, ибо не верит и не умеет верить.

Кроту, зарывшемуся в свою нору, вы напрасно стали бы толковать, что на небе есть солнце и что мир далеко не ограничивается подземной норой. Вы его не убедите и не заставите вам поверить. Таковы бывают люди».

Две причины слепоты веры отмечает Господь:

1. Огрубление, порочность сердца.

2. Сознательное нежелание обратиться к Богу за помощью.

Что же делать такому человеку? Как исцелить слепоту веры?

Первое, что нужно сделать, это обратиться к Богу (теплая сердечная молитва, упование на Господа), второе – начать очищать свое сердце (покаяние, принуждение себя ко всему доброму). Необходимо начать жить так, как требует того Евангелие.

Мы же со своей стороны можем помочь человеку своими заботой, вниманием и любовью, горячей молитвой о нем ко Господу.


Над Евангелием, Молодежное движение, Вера