Дар общения

11.12.2017

Основное самоощущение современного человека – одиночество, существование отдельно от окружающего мира. Даже разговаривая с коллегами и знакомыми, переписываясь в соцсетях или мессенджерах, можно поймать себя на чувстве, будто ты смотришь на мир из большого аквариума, в котором, кроме тебя, никого нет. Но есть сообщество, которое онтологически связано с общением. В Церкви, если не проносишь туда с собой как контрабанду привычки «общества потребления», невозможно быть не вовлеченным в общение, причем такое, для которого нет границ ни социальных, ни географических, ни временных. Почему? Об этом размышляет кандидат философских наук, преподаватель Дальневосточного федерального университета Олег ДАВЫДОВ.

Мы живем в мире, который очень быстро меняется, увеличивая неопределенность и рождая множество проблем. Но вместе с тем нечто остается относительно постоянным, а именно – восприятие человеком самого себя. Что думает о себе современный человек? Почти всегда он воспринимает себя как автономного индивидуума, который исключительно самостоятельно выбирает, к какому сообществу хочет присоединиться, каких взглядов придерживаться или во что верить. Иными словами, его отношения с миром и людьми являются вторичными по сравнению с его исходной невовлеченностью в общество.

Индивидуум воспринимает себя как не сообщаемое «ядро» свободы, выбора и воли. В сегодняшних российских, по преимуществу урбанизированных, населенных пунктах, люди живут крайне индивидуалистически. Они весьма слабо включены в жизнь местных сообществ, имеют низкую вовлеченность в местное самоуправление и предпочитают проводить свободное от работы время в узком кругу ближайших родственников и немногих друзей. Весьма важно для понимания самосознания нашего современника и то, что современный индивидуализм находит себе союзника в потребительстве, поскольку идеальный потребитель должен быть изначально не связанным с сообществом. Образ господствующего сегодня индивидуального поведения является потребительским, и большую часть свободного времени современные люди тратят на потребление товаров, а также информации из телевизора или интернета.

Для нашей темы – размышления над церковным сообществом, его особенностями, целями и характером - важно то, что потребительский индивидуалистический образмышления и поведения современные люди очень часто приносят и в храм.Многие прихожане представляют Церковь чем-то вроде духовного супермаркета, предназначенного для удовлетворения индивидуальных духовных и психологических потребностей. Как покупатель не отождествляет и не связывает себя и свою жизнь с продавцами и другими покупателями в супермаркете, так и индивидуализированный верующий не связывает себя со священнослужителями и другими прихожанами.

Цель такого прихожанина– исключительно индивидуальная: удовлетворение своей потребности. И получив его, человек удаляется до следующего посещения. Так обстоит дело на уровне обыденного самосознания, однако оно сложными нитями связано с высокими уровнями рефлексии о мире и человеке, то есть с философией. Важнейшей идеей современной (модерной) философии являлась «автономия», то есть представление о субъекте как независимом центре разума и воли, который существует до и вне любых отношений. Автономия определяет не только понимание индивидуумом самого себя и своих способностей (разум автономен от веры), но и образ общества, в котором сфера религии отделена от других сфер искусственной границей.

Формирование и установление господства идеи автономии произошло в Западной Европе на заре эпохи модерна, и эта эпоха восприняла саму себя как радикально оппозиционную традиционному миру. Характерно, что традиционное христианством в целом, и православное богословие в частности, имеют совершенно другое представление о том, кто есть человек и что такое Церковь. Согласно православному богословию, человек – это не автономный индивидуум, а личность. В современном языке слова личность и индивидуальность употребляются как синонимы, но их исходный смысл противоположен. Личность есть то, что возникает исключительно в общении и, в первую очередь, в евхаристическом общении как прообразе и основании всякого общения между людьми.

Коммуникация как обмен информацией, в эпоху интернета получившая гигантское развитие, является лишь одним аспектом общения и, пожалуй, н есамым важным. Коммуникация возможна и между автономными субъектами, а общение– только между личностями. Личность как отношение, существующее только в онтологическом модусе общения, прямо противоположна модерному автономному субъекту, который четко видит свои границы и защищает их от вторжения объективного инакового. Следует заметить, что такой образ существования не исключает уникальности каждой личности, ее неповторимой красоты, но напротив, только в настоящем онтологическом общении человек обретает сам себя, тогда как в стремлении к автономии он себя утрачивает. Все христианство пронизано об-щением, оно литургично (литургия в переводе с греческого означает«общее дело»).

Бог христиан – это не одинокий автономный субъект ,а Триединое сообщество любви, свободно творящее все существующее и приглашающее все возлюбленное творение разделить с Ним бесконечную радость общения. Не только люди, но и все творение, живая и неживая природа, весь космос и вся Вселенная призываются к Отцу через Сына в Духе. Более того, общение пересекает даже, казалось бы, непересекаемые границы времени – прошлого и будущего. Христиане молитвенно обращаются к святым, жившим много веков назад, просят их о помощи, вразумлении и заступничестве, потому что они составляют единую живую общину со всеми христианами всех эпох и цивилизаций.

Общение во Христе не знает необходимости,границ времени и пространства, оно не считается с видимой невозможностью. Каждая грань христианской жизни выражает общение и не допускает разделения, индивидуализма и автономии. Богослужение совершается не отдельными священнослужителями, а исключительно всей общиной. Богословие не является занятием отдельных индивидуумов– оно есть дело всей Церкви. Даже если человек по неким причинам проводит большую часть времени в одиночестве, к примеру, если он монах-отшельник, то он не становится автономным индивидуумом, но находится в постоянном общении с Богом и своими братьями.

Интересно, что современная культура уже не содержит единого видения того, что есть человек. Нет универсального и обязательного для всех взгляда, который объяснял бы мир и общество. Эта ситуация называется постмодерном, то есть распадом единого взгляда на человека как исключительно автономного рационального субъекта, первичного по отношению к сообществу. А сообщество, в свою очередь, не обязательно понимается как искусственное объединение индивидуумов, но получает основания для более высокого признания. Поэтому сегодняшняя ситуация в церковном сообществе является противоречивой и, тем самым, интересной.

С одной стороны, православные являются «сынами своего времени», подверженными индивидуалистическим влияниям и идее автономии. С другой стороны, вечно обновляющее и животворящее присутствие и действие Святого Духа преодолевает все разделения, нелепые автономиии дистанции, призывая каждого человека к свободному и творческому раскрытию себя в общении с ближним и Творцом.

Олег ДАВЫДОВ


"Образ и подобие"