Хабаровск православный Журнал Образ и подобие Хабаровская подвижница

Хабаровская подвижница

Епархиальная газета "Образ и подобие" №3 (30), июнь 2015 г.

20.07.2015

Храм, возведенный в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, является украшением Хабаровской епархии и одним из самых больших и благолепных храмов в России и за рубежом, посвященных этой святой. Об истории благоустроения Свято-Елизаветинского храма на Хабаровской земле  из уст  в уста передается  предсказание схимонахини Серафимы (в миру Евдокия Андреевна Марусова +1999 г.).   В постсоветское время схимонахиня Серафима (Марусова) была первой и до настоящего времени остается единственной схимонахиней в Хабаровской епархии.

На исходе второго тысячелетия, в  начале  1999 года, духовному взору пожилой схимонахини, находившейся на лечении в Дорожной больнице на станции Хабаровск-I,  предстал прекрасный храм, возведенный в честь святых мучеников.   Вдохновение при духовном видении будущего храма было столь сильным, что матушка Серафима умиленно воскликнула: «Смотрите, смотрите, какой ослепительной красоты  храм построили! И когда успели?! Храм в честь мучеников! Как же вы не видите?» Примерно в это же время правящему архиерею, тогда епископу Хабаровскому и Приамурскому  Марку (Тужикову), Господь открыл необходимость создания  православного прихода в честь преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.  Так, независимо друг от друга, два духовных лица узнали волю Божию о том, чему надлежит быть.

Тернистый и узкий путь земной жизни будущей хабаровской схимонахини Серафимы (Марусовой), которой Господь даровал зримо видеть те истины, которые мы понимаем верою и рассудком, начался 21 февраля 1924 года в селе Медвежье, близ станции Калач Воронежской области. В многодетной семье крестьян-тружеников Козыренко Евдокия была последним – десятым – ребенком.  На заре коллективизации семья Козыренко попала под раскулачивание – отца Андрея Стефановича увезли  «за кордон», больше о его судьбе ничего не известно,  вскоре явились за матерью Татианой Яковлевной, которую сослали на каторгу на Дальний Восток в глухую деревушку под названием Дедбиран, что по Амуру в районе Циммермановки.  Дети, лишившись родителей, выживали, как могли. В 1929 году пятилетняя Евдокия играла с куклой, сидя на топчане в землянке. Вдруг кукла упала, и девочка наклонилась за ней, в этот момент в окно землянки залетела пуля – как раз на то место, где только что сидела девочка, – не причинив ей никакого вреда.

Первый раз Евдокия пришла в школу опухшая от голода и со вшами, ей сказали: «Ты девочка смышленая, но со вшами мы тебя не возьмем», на этом обучение мирским наукам закончилось, и началась трудовая жизнь няньки, пастушки, разнорабочей... Евдокии пришлось претерпеть поругание от старших братьев и родных, ее колотили, она всех боялась и плакала и очень мечтала найти свою маму, о судьбе которой много лет ничего не было известно. В возрасте 15 лет Евдокия с одним из братьев  поехала на поиски матери на Дальний Восток. С огромными трудностями, без денег и документов, почти два года добирались из центра России на ее окраину. На приисках, где работала мать, дети застали ее живой, но ненадолго – через год,  5 марта 1943 года, мама умерла от каторжного труда и болезней на руках у Евдокии. Сама Евдокия, подобно Апостолам Христовым, в это время трудилась на заготовке рыбы, ловлей которой в военное время занимались женщины, укладывая ее в большие горы, готовя к транспортировке на Большую землю. Этот скорбный период жизни будущей схимницы стал знаменателен для ее последующей жизни. Именно здесь, в дальневосточной глуши, незнакомый старичок – заготовитель дров подарил Евдокии первое в ее жизни Евангелие в черном кожаном переплете. Это Евангелие матушка Серафима хранила и изучала всю свою жизнь.

Здесь, в  Дедбиране, Евдокия познакомилась с забойщиком- шахтером, своим будущим мужем, Андреем Порфирьевичем Марусовым, с которым прожила в законном браке 52 года и воспитала в вере и любви к Богу пятерых дочерей.  Своими руками вместе с мужем они построили небольшой дом на улице Нагорной в Индустриальном поселке Хабаровска. Сюда, на ул. Нагорную, к Евдокии приходили ее духовные подруги послушать Евангелие и разъяснения на него.  С 38 лет и до конца своей жизни Евдокия вычитывала по одному евангелисту в день.   Не наученная мирским знаниям, матушка постигала знания духовной жизни, трудилась не покладая рук на благо семьи, близких, помогала в благоустроении придела в честь святителя Иннокентия Иркутского в храме Рождества Христова, прихожанкой которого была не один десяток лет. Для мира сего она была чужой, не имела ни паспорта, ни прописки, ни пособий и  пенсии, но, не имея ничего, она обладала всем.

В 1971 году она встретилась со своим духовным отцом - архимандритом Свято-Троице Сергиевой Лавры Кириллом (Павловым) известным и ныне живущим духоносным старцем, духовником Святейшего Патриарха Алексия II  и архиепископа Марка (Тужикова). О высоких духовных дарах схимонахини Серафимы свидетельствует тот факт, что, когда дальневосточные священнослужители обращались за духовным советом к архимандриту Кириллу (Павлову), он  отвечал: «Что вы ко мне ездите? У вас есть Серафима. Аз у нее сам благословение беру». Господь наделил Евдокию дарами рассуждения, прозорливости, а также даром молитвы, способной облегчать страдания людей. По свидетельству и ныне живущих духовных лиц, схимонахиня Серафима при жизни была удостоена посещения Господа - Он явился утомленный, в истерзанных ризах, сказав, что устал от грехов человеческих. Матушка видела, как сатана вонзает черные когти в Его Тело. «Это не потому, что сатана сильнее Господа, - разъясняла она. - Грехи наши дают нечистому силы».  К ней потянулись прихожане и священнослужители. Беседы проходили в атмосфере духовной радости. Однажды, перебирая  монашеские четки, матушка Серафима образно пояснила вопрошавшим, что же такое четки и для чего они: «Люди –это ниточки, собранные в узел – Голгофу, на которой стоит Крест – основа и свидетельство Спасения и Жизни Вечной, а замкнутые в цепочку узелки-четки – это жизнь человеческая, которая возможна только через Крест и Голгофу».

Особо чтимыми для схимонахини Серафимы были иконы Божией Матери «Знамение» и «Умиление», любимыми святыми –преподобный Сергий Радонежский и его святые родители схимонахи Кирилл и Мария, преподобный Серафим Саровский, святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский, святитель Николай Чудотворец. Частицы мощей этих святых хранились у матушки и несказанно благоухали. Особое благоговение матушка испытывала к святому царю Николаю II, за много лет до его прославления в лике святых царственных страстотерпцев.  Своим дочерям схимонахиня Серафима завещала почаще читать Акафист святым царственным страстотерпцами, у матушки имелся экземпляр машинописного текста этого Акафиста. Священнослужителям епархии матушка Серафима советовала учить паству молиться царю-страстотерпцу Николаю II.

24 февраля 1999 года в храме святого благоверного князя Александра Невского епископ Хабаровский и Приамурский Марк совершил постриг монахини Евдокии в великую схиму с именем Серафима – «пламенная». После пострига духовные дары матушки усилились, доходя до предвидения грядущих событий. Ко Господу матушка Серафима отошла в 18 часов 35минут 30 октября 1999 года, сразу же после принятия Частицы Тела и Крови Христа. После ее смерти благоухали посох, четки  и облачения матушки. С духовным подвигом матушки Серафимы и теми дарами благодати, которую она получила от Господа, связана история не только Свято-Елизаветинского храма и других храмов Хабаровска, но и судьбы многих священнослужителей и мирян нашей епархии. Тело схимонахини Серафимы покоится в ограде храма Св. блгв. кн. Александра Невского.

Мария Иванова,

прихожанка



"Образ и подобие"