Хабаровск православный Журнал Святыня всего русского Православия

Святыня всего русского Православия

Архимандрит Сергий (Чашин)

12.10.2006

Покров Пресвятой Богородицы – один из самых чтимых россиянами церковных праздников. Исторически русские люди считали главной заступницей своего Отечества именно Божию Матерь, и поэтому воздавали Ей особенное почитание. Таким почитанием пользовались в народе и Ее честные иконы, через которые Пресвятая Дева являла православному люду свое заступничество и чудеса. Есть такие чтимые образы и на Дальнем Востоке России. О них редакция портала «Православие на Дальнем Востоке» беседовала с секретарем Владивостокской и Приморской епархии архимандритом Сергием (Чашиным).

        Отец Сергий, расскажите читателям нашего Портала о значении и месте почитания Божией Матери и Ее честных икон на Дальнем Востоке России?

        С историей Православия на Дальнем Востоке связано почитание таких икон Божией Матери, таких как Албазинская «Слово плоть бысть», Порт-Артурская «Торжество Пресвятой Богородицы», «Объятия Отча». Они сыграли в свое время решающую роль в становлении Православия на Дальнем Востоке, и которые со времени появления и по сей день любимы не только дальневосточниками, но и всем православным миром. Одна из них – это Порт-Артурская икона Божией Матери, история которой связана с историей Православния в Приморье и городе Владивостоке.

        А как этот образ появился на Дальнем Востоке?

        В канун русско-японской войны, в начале прошлого столетия, Матерь Божия явилась отставному старому матросу, который совершал паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Это видение было предзнаменованием грядущей войны на Дальнем Востоке. Пречистая сказала и о том, что знамением победы наших войск будет присутствие образа, в котором Она явилась этому матросу, в Порт-Артуре, на месте сражения. Он не сразу поверил этому видению, и во второй раз Владычица более грозно уже просила сообщить об этом видении братии обители. Так же Матерь Божия сказала, что икона должны быть написана именно так, как Она ему явилась: на фоне залива Порт-Артурского Матерь Божия стояла на двух самурайских мечах и держала в руках Убрус (лат, полотенце – ред.) с изображением Нерукотворного Образа Спасителя.

Новая икона вскоре была написана на пожертвования паломников, причем собирали лишь по пятачку (более крупные жертвования не принимались). После того, как икона была написана, она была переправлена в Петербург и представлена Царской семье, затем она была переправлена во Владивосток. Икона была торжественно встречена жителями Владивостока и пробыла в Успенском кафедральном соборе Владивостока, ныне разрушенном довольно значительное время. Из-за очень серьезной боевой обстановки икону сразу не смогли переправить в Порт-Артур – сопровождающий икону корабль не смог туда прийти; не способствовали приходу в Порт-Артур этого корабля и суровые погодные условия Тихого океана. В то же время во Владивостоке этот образ всей душой полюбили. Со всех уголков Приморского края жители совершали к ней паломничества. Для жителей Приморья она стала как бы «своей», владивостокской иконой.

Экспедиция так и не смогла дойти до Порт-Артура. Это произошло потому, что война уже была фактически проиграна японцам, и, как утверждают историки, из-за предательства местного командования – командующий гарнизоном Порт-Артура генерал Стессель при оставлении Порт-Артура спасал прежде всего богатства своей жены, но совершенно не заботился спасении личного состава своих войск. Затем, в годы лихолетья икона попала в эмиграцию, за границу, и пребывала там до начала 90-х гг. прошлого века.

        Какова же была история пребывания иконы на чужбине и как она вернулась на Родину?

        В начале 90-х гг. одна пожилая русская эмигрантка, которой эта икона досталась по наследству, решила перед своей кончиной передать эту икону на Родину, в Военно-исторический музей в Москве, что она и сделала. А в 1997 г. был запланирован визит Святейшего Патриарха Алексия II в Приморский край, и духовенство Владивостокской и Приморской епархии столкнулось с такой проблемой – что преподнести Святейшему Патриарху на молитвенную память о нашем крае и епархии? Тогда решено было поступить следующим образом.

Мы долго искали Порт-Артурскую икону, тщательно изучили все доступные материалы о ней: ее описание, местонахождение и все, что так или иначе было связано с ее пребыванием во Владивостоке. Особенно в этом преуспели историки из «Общества изучения Амурского края». Вскоре владыка Вениамин, архиепископ Владивостокский и Приморский, получил информацию, что эта икона находилась в Военно-морском музее, и он мне благословил направиться туда, договориться с его руководством, чтобы сделать два списка, для чего привлечь иконописцев в Троице-Сергиевой Лавре. Один из этих списков должен был стать подарком Его Святейшеству, а второй должен был быть переправлен во Владивосток и установлен как почитаемый список в кафедральном соборе города.

Но, прибыв в Москву в командировку, я узнал от руководства музея, что эта икона несколько месяцев назад была выставлена на аукцион и продана. Музей готовился к ремонту, для него нужны были средства, и фонды, которые руководство музея считало не представляющими исторической и культурной ценности, выставлялись на торги. Узнать что-либо о местонахождении иконы было невозможно из-за существования так называемой тайны аукциона – можно было лишь утверждать, что был выписан документ о вывозе иконы за границу. Мы, огорченные этим событием, сообщили Владыке Вениамину, который был очень этим расстроен.

        И что же, икона оказалась навсегда утеряна для Русской Церкви?

        Нет, на этом история с иконой не закончилась. Я в числе группы паломников из Приморской епархии поехал на Святую Землю – моя поездка в Москву совпадала с этим паломничеством. Через две недели наша группа направилась в Иерусалим. Там, в предпоследний день поездки, 17-го февраля, наша паломническая группа не поехала вместе со всей группой в Самарию, а осталась в Иерусалиме для того, чтобы еще раз пройти Крестным Путем Спасителя. Когда мы направлялись от Гроба Господня в сторону Гефсимании, и дошли до Лифостротона, мы заглянули в один из многочисленных антикварных магазинов. В них обычно очень много наших святынь, вывезенных из России после революции: икон, мощевиков, облачений, священных сосудов, утвари. И, зайдя в этот магазинчик, мы были просто ошеломлены – на передней стенке лавки стояла Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы. У нас почему-то сразу не было сомнений, что это та самая икона – мы досконально изучили всю возможную информацию о ней, и размеры, и цвета и оттенки красок, и надписанные на ней слова. В первые мгновения мы находились в совершенно необыкновенном состоянии благоговейного трепета – неужто мы обрели ту самую икону? Когда мы вступили в беседу с владельцем этого магазинчика – этот араб, который, немного говорил по-русски (он учился когда-то в Москве, в Институте дружбы народов), рассказал, что эту икону он привез несколько месяцев назад из России после покупки на аукционе. Это было настоящее чудо для нас, и владелец магазина, увидев нашу заинтересованность, сразу пошел нам на встречу и сообщил нам сумму, которая оказалась просто астрономической. Потом нам удалось немного сбавить цену, но даже и в этом случае она была слишком крупной для нас, даже если все паломники нашей группы вложили все свои деньги в покупку иконы, тем более, что это был предпоследний день паломничества, и мы уже успели приобрести святыни и поистратились.

        Как же удалось выкупить святыню?

        После всего произошедшего мы попросили игумению Георгию, настоятельницу Горненского монастыря, занять нам необходимую для выкупа иконы сумму денег. Матушка с удовольствием пошла нам навстречу – сестры обители во главе с матушкой игуменией выкупили ее и перевезли в Горненский монастырь. Тем временем мы вернулись в Россию и занялись сбором средств на икону. Следующие три месяца прошли за консультациями с Посольством РФ в Израиле – ввоз в Израиль различных предметов очень легок, а вывоз гораздо более сложен. В результате этих переговоров мы смогли командировать в Иерусалим архимандрита Иннокентия, клирика нашей епархии, для того, чтобы перевезти икону во Владивосток.

        И как была встречена эта икона после долгого отсутствия на Приморской земле?

        Икона была торжественно встречена во Владивостокском кафедральном соборе, затем мы пронесли ее крестным ходом вокруг собора. На встрече Владыка читал богородичное Евангелие, в котором рассказывается о пребывании Матери Божией в дому Елисаветы, где «Она пребыла… три месяца и возвратилась в дом Свой» (Лк. 1: 56). И так получилось, что именно в этот день с момента ее выкупа  и до возвращения во Владивосток исполнилось ровно три месяца. Таким образом Матерь Божия возвратилась в дом Свой. Затем ее возили на реставрацию, и сейчас она является святыней не только нашей епархии, но и всего Дальнего Востока, и всего Русского Православия, потому что это действительно очень благодатный образ, свидетельствованный реальными чудесами.

        А можете ли Вы рассказать нам какие-нибудь случаи из Вашей жизни, связанные с заступничеством Пресвятой Богородицы, с чудесами, особенно произошедшими от этого благодатного образа?

        Когда мы встречали эту икону, уже после реставрации, и везли ее из аэропорта в собор, владыка Вениамин почему-то благословил везти ее из кафедрального собора после молебна в домовой епархиальный храм во имя преподобного Сергия Радонежского до тех пор, пока не будет сделан достойный этой святыни киот. Честно признаться, молодое духовенство между собой пороптало немного на благословение Владыки, так как не совсем его поняло, но исполнили его и перевезли к вечеру икону в епархиальный храм. И так получилось, что этой же ночью наш кафедральный собор обокрали, причем вынесли исключительно иконы с женскими ликами – образы Богородицы и святых жен. Причем, что удивительно, не были даже тронуты находящиеся в соборе дорогие, древние иконы Спасителя, святителя Николая в ризе. В дальнейшем следствие установило, что украденные иконы были расколоты и сожжены на сопке над кафедральным собором сатанистами. Так и получилось, что через нашего владыку Матерь Божия себя уберегла – Она непонятным для нас образом положила ему на сердце поместить обретенную икону в епархиальном храме.

От этой иконы было еще много чудес, связанных, например, с сооружением для нее киота. Мы очень долго решали этот вопрос – то нам проекты не нравились, то нам не хватало необходимых средств. И вот мы медлили и медлили, пока Господь не послал нам человека, который однажды утром приехал в нашу епархию и попросил открыть храм. Он был много наслышан о нашей иконе. Этот коренастый, невысокого роста человек зашел в храм, помолился, на колени встал, потом достал из кармана рулетку и начал измерять икону. На вопрос начальника охраны о том, чем он занимается, последовал ответ: «Вы знаете, я рубашечку должен сделать Мамочке Божией». А через полгода к порогу епархиального управления подходит длинный крытый грузовик из Хабаровска, и только при помощи восьми студентов нашего епархиального училища мы смогли выгрузить этот громадный, замечательный киот. Он делал его полгода, вложил в него огромные средства: он был отделан полудрагоценными камнями, риза была серебряной, а сам киот – из ореха. Это было совершено необыкновенно. И это тоже было чудо – Матерь Божия Сама побеспокоилась о благоукрашении своего образа. И таких чудес бывало очень много.

        И завершающий вопрос: по Вашим оценкам, скоро ли будет установлено общецерковное почитание Порт-Артурского образа и будет ли внесен день его почитания в общецерковный календарь?

        Владыка Вениамин уже подал рапорт на имя Святейшего Патриарха с прошением, в котором мы просим об установлении общецерковного почитания Порт-Артурской иконы Божией Матери, об установлении даты ее празднования, о внесении ее в списки почитаемых образов нашей Церкви. Его Высокопреосвященство намеревается в ближайшее время быть в Москве, и одним из первых вопросов, о котором он будет беседовать со Патриархом, будет именно установление общецерковного празднования в честь нашей общей святыни.

        Благодарим Вас за интервью.


Общество