Хабаровск православный Журнал «Церковь и история»: о ходе проекта, планах и форс-мажорах

«Церковь и история»: о ходе проекта, планах и форс-мажорах

Информационный отдел Хабаровской епархии

29.06.2020

Сегодня мы побеседуем с преподавателем кафедры «Церковной истории и церковно – практических дисциплин» Савелием Кругловым о грантовом проекте «Церковь и история» для учащихся старших общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Проект «Церковь и история» направлен на знакомство школьников со взглядом на Отечественную историю с позиции традиционных Православных христианских ценностей.

- Савелий Сергеевич, насколько на Ваш взгляд молодёжь открыта к духовному познанию?

- Насчёт открытости - это всегда вопрос индивидуальный. Тут есть простая аксиома, чем больше ты знакомишься с окружающим миром, чем глубже вникаешь в вопрос, тем больше тебе начинает нравиться. Это тебя обогатит. Те люди, которые стремятся к этому, они, конечно, открыты. Более того, они могут не интересоваться церковными вопросами, историей, но они могут наткнуться, например, на наши лекции, зацепиться взглядом, им что-то в этом понравится, и вот тут может возникнуть интерес, который пойдёт дальше. Одна из главных целей нашего проекта, чтобы школьники как можно раньше обнаружили в себе стремление и смогли бы потратить время своего обучения на то, чтобы совершенствоваться на этом поприще. Поэтому мы призываем всех поучаствовать в нашем проекте. Я думаю такие люди есть, а сколько их, мне очень сложно представить, я не социолог.

Место Церкви в современном обществе, её присутствие, довольно специфическое. И, как это ни парадоксально, просветительская роль Церкви не очень ярка, не очень осознаётся и принимается радостно обществом. И это печально. Я хочу в меру своих сил это изменить.

- Как появилась мысль о создании подобного проекта?

- Я уже неоднократно участвовал в гранатовых проектах конкурса «Православная инициатива». У нас был цикл кинолекториев, где мы просматривали фильмы, приглашали лекторов и беседовали с гостями о христианском содержании в кинематографе. Рассматривали насколько соответствуют те взгляды с восприятием Церкви. Потом был проект «Язык церкви». И когда в очередной год был объявлено о начале конкурса, мы подумали и решили попробовать написать что-то познавательное, связанное с историей. Я сам являюсь историком, в академии учился на церковно-историческом факультете, преподаю историю в Хабаровской семинарии, поэтому история - моя страсть. Вот так и родился этот проект «Церковь и история». Мы взяли и написали грант. В проект входит: конкурс, подарки, организация конференции, напечатание (печать) материалов, лекции.

- Задача проекта - привлечь молодое поколение к вере или скорее уже воцерковлённых людей к исследовательской деятельности?

- Цель, действительно, просветительская, адресованная к интересующимся людям, тем, которые хотят узнать об истории христианства. Неважно, являются ли они членами христианской церкви, атеистами или кем бы то ни было еще. Потому что одной из важных задач просвещения является возможность создания правильной конструктивной обстановки, в которой возможно было бы наладить позитивный диалог даже между представителями разных конфессий. Надо уметь и желать объединяться с людьми, с которыми в чём-то не согласен. За этим - будущее. Надо искать не то, в чём мы не согласны, а наоборот, точки соприкосновения. Поэтому понимание истории и сути христианства очень важно. Понимание Церкви, как страшной могущественной организации, которая стоит где-то наверху во главе с Патриархом, епископатом, которые стоят рядом с властью, - это совершенно неправильный образ. Одна из главных задач проекта - показать, что мы такие же люди, и с нами можно общаться. Мы тоже можем вполне адекватно смотреть на свою историю. Видеть, как плюсы, так и минусы.

- Кто может участвовать в проекте, только учащиеся Хабаровских школ?

- Изначально проект «Церковь и история» включал в себя три составляющие. Курс видео-лекций, планируемые очные встречи (проведение с сентября) и третий этап – это конкурс работ. Мы ориентировались на ребят старших классов, которым можно предложить какой-то просветительский проект, чтобы заинтересовать их в дальнейшей студенческой исследовательской жизни. Также к этой работе мы привлекаем преподавателей школ, учителей истории и основ православной культуры с тем, чтобы поделиться с ними опытом, методическими наработками и повысить качество преподавания предметов по этому направлению. Будет даже номинация для учителя, который подготовит лучшую работу в тандеме со школьником.

В силу сложившейся ситуации с коронавирусом не получилось провести тех очных лекций, которые планировались, поэтому мы решили посвятить это время созданию курса онлайн лекций. Изначально, задача была сделать встречи с вузовскими преподавателями на темы христианской истории, что в дальнейшем и будет. Поэтому, чтобы у слушателей было общее представление о том, как развивалась церковная история, создан онлайн курс общего обзора событий. И в нём мы рады приветствовать всех. Но, в любом случае, если кто-то решит принять участие в проекте даже из другого региона, то добро пожаловать. Кстати, такие заявки уже приходят.


- В своих программах Вы поднимаете довольно сложные вопросы, легко ли зрители воспринимают материал, какие отзывы Вы получаете?

Отзывов довольно мало, в основном это благодарность. Здесь, действительно, большая проблема, в том, что нет какой-то устоявшейся аудитории и контакт с ней ещё не налажен. Я - не блоггер, чтобы запросто общаться со своей аудиторией, которая мне постоянно пишет, поэтому делаю, как считаю нужным, то, что мне видится важным. Конечно, погружаться в историю довольно непросто, поэтому есть много разных концепций. Довольно сложно объяснять какие-то явления и события без экскурса, например, в теологию христианско – римской империи. Но я думаю, что после отдельно сниму некоторые видео лекции, которых мы не коснёмся. У меня уже имеются наработки. В любом случае, я стараюсь объяснять всё довольно просто и делать пояснения. Ведь история изучает не конкретные события, а, скорее, процессы.

- В каких направлениях должны быть проведены исследования для конкурса, будут даны какие-то определенные темы?

Здесь мы стремились дать максимальную свободу творчеству, то есть задана простая тема «Церковь и история». Мы даже не предъявляем требования к формам этого конкурса, давая широкое поле для деятельности.   Это может быть какая-то реконструкция, может быть исследовательский проект, или проект, касающийся краеведения. У кого-то, возможно, уже есть что-то своё. Рамок практически нет. В этом и заключается задача проекта – пробудить творчество.

- Можно ли будет где-то познакомиться с итогами конференции?

- Планируется итоговая конференция. Пока мы разрабатываем очные лекции, которые будут записываться, а после мы сделаем трансляцию или просто запись. Кроме того, планируется издание сборника материалов всего проекта, то есть лекций, выступлений и рекомендаций, и сборника конференций, в котором будут представлены работы победителей. Это полезно как для школьников, так и учителей.

-   В каком формате будет проходить презентация проектов и награждение победителей?

Пока мы не знаем. Есть идеи, чтобы сделать пленарную классическую конференцию, небольшое количество выступлений, подведение итогов и награждение А второй частью станет деловая игра – взаимодействие учителей и школьников, но пока это всё рабочие версии. Сейчас довольно сложно сказать, всё зависит от санитарной обстановки в городе. Один из замыслов: придумать как можно больше форм, найти живость. Показать, что исследовательские поиски могут быть интересными.

-   Планируете ли Вы сделать проект ежегодным?

Об этом пока говорить довольно сложно. В том формате, который сегодня есть, прежде всего, нужно финансирование. А в целом, мне лично этим заниматься хочется. Это просвещение, то, что я люблю. И надеюсь, что какие-то ещё варианты возникнут. Но такие лекции и выступления мне очень хочется продолжать. Останавливаться на этом не собираемся, но в каком виде это будет жить дальше пока не знаю. Посмотрим.

-  Проект очень интересный, а какие курсы в семинарии Вы можете посоветовать для взрослых людей?

У меня есть курс, посвященный «истории христианства во втором тысячелетии». Это целый ряд полноценных лекций. Есть курс по истории древней церкви на богословских курсах, там я рассматриваю в широкой хронологической перспективе какие-то явления: например – взаимодействие Церкви и государства. Как она формировалась и развивалась, превратившись из гонимой в господствующую и даже в гонящую. От гонений к инквизиции. Всё это очень интересно. Со взрослыми конечно немного проще. Многие люди с высшим образованием приходят к нам на курсы, где затрагиваются более сложные вещи, но иногда нужно и что-то простое. История церкви очень богата и является равноправной и полноценной частью всемирной истории. В этом плане, там очень много интересных явлений, событий и казусов. Главная задача -  проследить историю Церкви в контексте всемирной истории.

-  Стало ли сложнее проводить проект в связи с режимом самоизоляции или наоборот, он приобрёл новые грани в Интернете?

- Изначальная концепция оказалось неосуществима в этих условиях. Задача была привести сюда людей, проводить лекции в семинарии, чтобы они дышали этим духом, провести экскурсию по храму и вот здесь говорить об истории. Личный контакт был чрезвычайно важным, но, поскольку он оказался совершенно неосуществимым, нас занесло в другое русло, что для меня явилось интересным. Освоение Интернет -пространства, создание таких роликов - это полезно и интересно. Я открыл для себя поприще просветительских роликов. Оказалось, что это не так страшно и не так сложно. Сам я являюсь ярым фанатом образовательно-просветительного YouTube в разных направлениях. Поэтому очень приятно быть частичкой всего этого.

С курсом лекций вы можете ознакомить на по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCBVzBDwc5XPyYP7epmBJnAQ/videos


Новости, Образование, Церковь