Хабаровск православный Журнал «Народный вопрос»: о любви к Богу, ближнем и врагам

«Народный вопрос»: о любви к Богу, ближнем и врагам

Информационный отдел Хабаровской епархии

26.07.2020

На вопросы верующих в рубрике «Народный вопрос» отвечает настоятель строящегося храма святого пророка Божиего Илии иерей Николай Столбиков.

- Скажите, батюшка, как правильно понимать заповедь о любви к врагам?

- Прежде всего, нужно понимать, что среди людей врагов как таковых нет. Врагом для человека является только один дьявол, который ненавидит человека и Господа. А люди, которые творят то или иное зло против нас, они лишь поддаются греху . Дьявол диктует грех, а человек решает  - совершать его или нет. И прежде всего если мы называем человека врагом, то мы за него должны молиться. Молиться о его здравии, молиться о его вразумлении. Ведь если мы не будем приносить слов молитвы, не просить Господа, чтобы Господь умилостивил сердце этого человека, то мы волей или неволей начнем впадать в грех осуждения, а тем самым мы сами становимся подобны врагу Господа. То есть осуждать. Ведь через грех осуждения воссылается прямая дорога в погибель, то есть в ад, а не в царствие небесное.

- Скажите, батюшка, пожалуйста, какая разница между любовью к ближнему и любовью к Богу?

- В Священном Писании мы неоднократно видим такие строки, что Господь говорит: «Аще кто возлюбит ближнего своего родителей, своих детей своих больше меня, тот несть мой друг». То есть не является другом Господа.  Но в этих строках Священного писания Господь не призывает нас к тому, чтобы мы проявляли любовь только к Богу, придя в веру, не только чтобы молились, постились, стояли на коленочках, ставили тысячи свечей, нет. Господь сам говорит: «Аще кто накормит нуждающегося, тот накормит меня, аще кто напоит жаждущего, тот напоит меня, аще кто в больнице лежащих, в темнице заключенных, тот посетит меня». То есть Господь неоднократно говорит о том, что милость по отношению к Богу и любовь к Богу, прежде всего, проявляется в любви к людям. То есть любовь к людям есть наше некое проявление любви к Богу. Но в то же время нужно уметь разделять понятие любви к Богу и любви к человеку. Любовь к Богу должна стоять выше, чем любовь к ближнему. И сделать это на самом деле очень просто. Достаточно лишь себе дать правильное разграничение у себя в голове о том, какая бывает любовь. Ведь мы же не можем сказать, что я люблю маму и папу, точно так же, как люблю своего друга. Или я не могу сказать, что я люблю своего друга, как люблю свою жену или своего ребенка. Это уже неправильная любовь будет. У любви есть свои разграничения. По-разному любят своих родителей, детей, жен или своих мужей, своих друзей. То есть это все проявления любви, но разные степени. И когда мы учимся понимать вот эти степени, разделять их, то мы сможем понять, что любовь к Богу превыше всего. Ведь именно Господь дает нам и маму, и папу, и жен, детей и друзей наших. Ведь все в этом мире происходит по воле Божией.

- Здравствуйте, батюшка, скажите, пожалуйста, есть ли Бог внутри человека?

-  В христианстве есть такая наука, которая называется догматика. И вот догматика нам гласит о том, что Господь есть вездесущ. Этой формулировкой можно дать ответ на этот вопрос, ведь Господь присутствует везде, следовательно, и в каждом человеке. И прежде всего проявление Божие в человеке – это наша совесть. И прислушиваться к совести – это значит прислушиваться к воле Божией о своей жизни. Но зачастую мы нашу совесть либо перестаем слушать, либо уже не слышим совсем. Если мы привыкли к этому состоянию безбожия. Нет такого состояния, в котором Господь где-то не присутствовал. Есть такое состояние, где Господь присутствует в наибольшей степени своею благодатью, но тем не менее Господь присутствует везде и в каждом человеке в той же степени. Самое главное – нужно понимать, что  да, Господь находится в каждом человеке, но этого недостаточно для спасения. Порой такой формулировкой, что Господь есть во мне и я верую в Бога, то есть верю где-то у себя в душе, она, эта формулировка приводит нас к духовной гибели. Ведь руководствуясь данными словами, я верю в Бога, который во мне, в моей душе, и на этом все, мы не ходим в храм, мы не исполняем молитвы, мы не участвуем в общих богослужениях, и при этом мы говорим, что мы верующие люди. И каждый раз рассуждая так, мы превращаемся не в неких лицемеров, мы просто врем сами себе. Ведь когда Господь находится в человеке, и человек это чувствует, он, так или иначе, человек этот молится. А что есть молитва? Молитва – это общение человека с Богом. Термин «общение» мы встречаем во всей нашей жизни, не только  общение с Богом происходит, но и общение с нашими родителями, с нашими женами, общение происходит у нас на работе или на учебе, общение происходит с друзьями. И так или иначе. Каждое общение требует своих действий. Если мы к примеру, пойдем в ЗАГС, закрепим наши отношения перед государством, станем мужем и женой и при этом не будем жить вместе, не потому что нет возможностей, а просто не будем. Будем видеться раза, два, три в год, как люди, порой, ходят на Пасху, на Рождество и на Крещение в храм. То можно ли такое общение назвать семейным? Нет, конечно же, это не будет семья, это будет что-то неправильное. То же самое касается и работы, если я являюсь сотрудником фирмы, то я должен ходить на работу, или открывать компьютер, если работаю удаленно. То же самое касается и обучения, и дружеского общения, то есть то или иное общение требует каких-то действий в своей сфере. То же самое и общение с Богом требует каких-то действий. Ведь без действий любое общение является ложным. Даже апостол Яков сказал, что вера без дел мертва есть. И чтобы действительно понять, что Господь есть во мне=, и чтобы поддерживать это общение с Богом и жить вместе с Богом, для этого нужно исполнять дела, которые присущи нашей вере, то есть это общая молитва, это домашняя молитва, это участие в богослужениях и в Таинствах.



Новости, Человек, Церковь