«Светская культура и религия должны идти рука об руку»
Марина Бунакова.22.11.2012
Тема круглого стола, проходящего 20 ноября 2012 года в рамках I Всероссийских Свято-Димитриевских образовательных чтений в Тихоокеанском государственном университете, ведущим которого стал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, звучала как «Человек в пространстве духовной культуры». За время работы было прослушано 6 научных докладов, касающихся данной проблематики и все они, один за другим раскрывали проблемы нашего общества, появившиеся с учетом специфики времени, в которое нам доводится жить или же принесенные из прошлого исторического опыта.
Обсуждение владыка Игнатий начал собственным докладом, посвященным духовным традициям культур востока и запада. «Созерцательная» и «рациональная» культура предстали участникам и слушателям в виде слайдов с изображениями икон, в виде музыкальных композиций современности и прошлого, в виде различий в традициях и основах между нашим культурным наследием.
Совершенно нетрудно заметить, что современная культурная сфера всё чаще и чаще апеллирует к телу человека, нежели к его духу. Современная культура призывает «брать от жизни всё!», «наслаждаться моментом», иначе говоря, не думать ни о чем более, кроме мгновения, в которое он живёт. Эти лозунги наделили культуру развлекательной функцией и, более того, стали для целого поколения стилем жизни. Разумеется, наделив культуру столь низменной целью, наше общество неумолимо катится вниз, досадуя на свои проблемы и зачастую не понимая сути их происхождения. «Почему мы не можем любить друг друга? Почему злимся друг на друга? Потому что не можем видеть друг в друге образ Божий», - говорит в выступлении владыка Игнатий.
Доклад Л.Г. Дьячковской, доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения, профессора кафедры «Изобразительное искусство» обнажил перед слушателями другую проблему – проблему откровения с точки зрения нарративного подхода. Определение «нарратив» заимствовано из литературоведения и философии. Оно представляет собой специфический дискурс, последовательно развивающийся во времени и пространстве сюжет. Опыт откровения современного человека тесно связан с опытом возложения ответственности за этот опыт на другого, а так же с тем, что порой нам сложно открываться другому человеку, сложно обнажать свою слабость. Поэтому мы ищем освобождения в письме, рассказах, рисунках для широкой аудитории на просторах Интернет-сетей, где воздвигаем целые памятники своему страданию. Однако, это откровение не дает человеку подлинного очищения. Как же тогда освободиться от раздраженности, от несоответствий? Ответ на этот вопрос во время обсуждения дал владыка Игнатий: «Исповедь – это откровение перед Богом, а не перед человеком». Именно через исповедь человек получает очищение.
Расстановка проблем на карте современности продолжилась в докладе на тему развития личности в контексте духовно-нравственного воспитания. Бездуховность нашего общества проявляет себя в социальных пороках. И, практически всегда, когда тема касается становления зрелой культурно развитой личности, первое, на что обращают внимание – семья. Семья как лоно культуры, как поддержка и опора, как первая ступень обучения и образования. Далее следует школа, университет… И только при условии правильной работы всех этих компонентов личность может развиваться гармонично, правильно.
Логической точкой круглого стола стало сообщение В.В. Грибунина, преподавателя ТОГУ, на тему трудностей диалога между религией и светской культурой. Как было подмечено, в настоящее время появились разные роды сотрудничества между этими сферами: где-то проявляется сотрудничество, где-то намечаются расхождения. Между тем, это области, которые должны сотрудничать по многим вопросам, должны идти рука об руку, отметил докладчик.
Проблемы духовности современного общества, нахождения в нем человека, перспективы развития нашей страны, сводятся к максимально близким положениям на всех круглых столах, проходивши за период проведения Чтений. Была проделана колоссальная работа, прочитано множество докладов, заставивших посмотреть на проблемы общественной жизни под новым углом. Немаловажно и то, что эти идеи были донесены до студенческой среды, до тех, кто стоит на пороге жизни и способен менять ее в лучшую сторону.